Новости транспортные
TATA Daewoo Prima. Прима «дальнего боя»
08.09.14Автомобильный кластер Калининградской области пополнился очередным совместным проектом. Стратегический партнер компании «Автотор», индийско-корейский концерн TATA Daewoo, наладил российский выпуск своей флагманской модели – седельного тягача Prima. Объем производства составит до 2000 машин в год. Таким образом, грузовики еще одного иностранного производителя будут нести на себе маркировку «Сделано в России».
Плюсы и минусы
Компания TATA Daewoo образована в 2003 году путем слияния индийского концерна TATA Motors с корейской Daewoo Motor Co., Ltd. Завод, специализирующийся на выпуске грузовиков, базируется в городе Гунсан и при мощности 20 тыс. машин в год занимает в Южной Корее второе место после аналогичного завода компании Hyundai.
Наш сегодняшний герой, седельный тягач TATA Daewoo Prima с двигателями Евро-4 и Евро-5, первоначально был предназначен только для внутреннего корейского рынка и на экспорт не поставлялся. Отсюда – несколько спорных, на наш взгляд, решений, прежде всего с точки зрения практичности. Например, окошки в боковых стенках и на тыльной панели кабины смотрятся хоть и красиво, но на деле зимой могут способствовать быстрому остыванию салона. Кроме того, в осенне-зимний период будут быстро загрязняться и покрываться корочкой льда открытые ступени. Идем дальше. Массивная пластмассовая вставка под ветровым стеклом оставляет слишком мало места для нанесения логотипа транспортной компании. Вызывает вопросы и узкая решетка радиатора – будет ли она способствовать эффективному охлаждению двигателя?
Однако есть у TATA Daewoo Prima и несомненные плюсы. Например, кронштейны по обеим сторонам рамы позволяют крепить топливные баки большого объема. Задние щитки состоят из трех частей, что удешевляет замену при повреждении. Седло же Jost – само по себе – уже своеобразный знак качества. Кабина может иметь «шапку» разной высоты. Низкая предусматривает установку дополнительных аэродинамических спойлеров – верхнего и боковых. Высокий вариант в них не нуждается: такая крыша сама по себе выполняет роль спойлера.
Задние фонари TATA Daewoo Prima точь-в-точь, как у современных магистральников европейского производства, например, моделей MAN. Есть в конструкции и другие решения, характерные для тягачей из Старого Света. В частности, снаружи мы не увидим заправочных горловин, топливных фильтров, расширительного бачка, замка кабины и других устройств.
Азиатский подход
По оформлению салона TATA Daewoo Prima и подходу к эргономике безошибочно угадывается азиатское происхождение автомобиля. Взять, скажем, руль с четырьмя широкими спицами: кнопки управления бортовыми системами расположены почему-то не на них, а по краям ступицы (всего кнопок 12 - по шесть с каждой стороны). Кнопки при этом разнятся по форме и размеру, а потому пользоваться ими интуитивно довольно сложно: то и дело приходится отрывать взгляд от дороги, чтобы ненароком не включить чего-нибудь ненужного.
Щиток приборов – с претензией на оригинальность: основная его фишка –«четвертинки» белых циферблатов, расположенные над и под мониторчиком борткомпьютера. Сам монитор в базовой версии монохромный, но с яркой подсветкой, что позволяет видеть показания даже при падающем солнечном свете. «Прописка» ключевых аналоговых приборов традиционная: слева – тахометр, справа – спидометр. Положение рулевой колонки можно отрегулировать с помощью пневматического привода, жаль только, что несколько клавиш управления в любом случае остаются в «тени» рулевого колеса. К другим девяти кнопкам, сгруппированным в три блока, доступ удобнее – они расположены вертикальным каскадом под крупной красной клавишей аварийной сигнализации.
Чуть правее находится приемник с CD/MP3-плеером, прямо под ним – блок управления системой кондиционирования с круглыми регуляторами, еще ниже – кран стояночного тормоза (вот он, действительно, смонтирован в удобном месте!). На центральной части панели расположены клавиши, отвечающие за межколесную блокировку и противотуманные фары, а также несколько заглушек – про запас, для управления опционным оборудованием.
Спальное место в кабине TATA Daewoo Prima только одно, с расширением в средней части между двумя креслами. Толщина матраса приличная, но обилие окон не создает должного комфорта: их обязательно нужно зашторивать, иначе из-за света фар других автомобилей, фонарей и прожекторов весь отдых может пойти насмарку. Блок управления внутренним освещением и лампа для чтения находятся за креслом водителя (а как быть, если захочется лечь головой в противоположную сторону?).
Водительское сидение снабжено пневмоподвеской, а обивка, как и у пассажирского кресла – из велюра. Стеклоподъемники имеют электропривод, есть также круиз-контроль и цифровой тахограф. В числе систем активной безопасности – горный тормоз и ABS. Маневрирование облегчают переднее парковочное и боковое тротуарное зеркала. В целом, TATA Daewoo Prima имеет вполне достойное оснащение для седельного тягача непремиальной марки.
К российским дорогам – готов
Стартовая цена TATA Daewoo Prima была заявлена на уровне 3,95 млн. руб. Неплохо, особенно на фоне куда более дорогих одноклассников из Западной Европы. При этом индийско-корейские тягачи полностью адаптированы для эксплуатации в России: до начала калининградского производства Prima целых два года испытывалась в самых жестких условиях: на «убитых» дорогах, при передах температур и с максимальной загрузкой. Что интересно, сами корейцы позиционируют у нас новинку не только как тягач для внутренних и международных перевозок грузов общего назначения, но и как потенциальный автовоз и контейнеровоз.
Дополнительную уверенность в надежности тягача вселяет наличие импортных компонентов: лицензионного двигателя Cummins, трансмиссии ZF, пневматических элементов Wabco и т.д. Все элементы конструкции, включая раму, детали подвески, оси и электрооборудование проходят тщательный контроль качества, и если проблемы и возникают, то их устраняют еще до выхода машин из ворот предприятия.
Еще один немаловажный вопрос: где обслуживать TATA Daewoo Prima? Ответ кроется в географии фирменных сервис-центров, которые расположены во Владивостоке, Артёме, Екатеринбурге, Новосибирске, Барнауле, Омске, Кемерово, Новокузнецке, Красноярске и Москве. При заказе оригинальных запасных частей из Южной Кореи срок ожидания составит 5-6 недель – при комбинированной доставке морем и по железной дороге, или всего 2-3 недели при доставке самолетом.
Интервал ТО для TATA Daewoo Prima составляет 20 тыс. км, а стоимость нормо-часа – 1500 руб. Цена первого обслуживания – всего 8,7 тыс. руб., а максимальная стоимость ТО при достижении пробега в 100 тыс. км составит 15,5 тыс. руб., т.е. почти как у легковых автомобилей. Как говорится, с такими расценками вполне можно жить, а уж строить прибыльный бизнес – и подавно.
Технические характеристики седельного тягача TATA Daewoo Prima
|
Модификация |
Daewoo Prima GH2TM (4x2) |
|
Габаритные размеры, мм |
6120х2525х3265 |
|
Колесная база, мм |
3700 |
|
Нагрузка на ССУ, кг |
20 100 |
|
Снаряженная/ полная масса, кг |
7810/ 20 100 |
|
Полная масса автопоезда, кг |
40 000 |
|
Нагрузка на переднюю/ заднюю ось, кг |
7100/ 13 000 |
|
Двигатель: |
Cummins ISM 10.9 |
|
- марка и модель |
Дизельный, с турбонаддувом, Евро-5 |
|
- тип и экологический класс |
6, рядное |
|
- число и расположение цилиндров |
10824 |
|
- рабочий объем, см3 |
440/ 1900 |
|
- мощность, л.с./ об/мин |
2079/ 1200 |
|
- максимальный крутящий момент, Нм/ об/мин |
|
|
Коробка передач: |
ZF 16S2230TO |
|
- марка и модель |
Механическая |
|
- тип |
16.фев |
|
- число передач вперед/ назад |
|
|
Тип сцепления |
Однодисковое, сухое |
|
Вспомогательная тормозная система |
Горный тормоз |
|
Передняя и задняя подвеска |
Пневматическая |
|
Размер передних шин Dunlop |
315/70 R22,5-18PR |
|
Размер задних шин Dunlop |
15/70 R22,5-18PR |
|
Объем и материал топливного бака, л |
800, алюминий |
|
Гарантия: лет/ км пробега |
1/ 100 000 |