Ваш регион: Россия

Новости транспортные

Метан против дизтоплива: математика выгоды

05.09.14
Метан против дизтоплива: математика выгоды Метан против дизтоплива: математика выгоды

Последние несколько лет на рынке коммерческого транспорта российского и зарубежного производства выявили очевидную тенденцию: в строй вступает все большее количество моделей грузовиков, автобусов и фургонов, работающих на метане.
Газ как моторное топливо давно является привлекательной альтернативой дизельному топливу. Голубое природное сырье не требует переработки, лояльнее по отношению к окружающей среде и существенно дешевле ДТ. Газ не имеет такого резкого запаха, как «солярка», не превращается в кисель или кашу при минусовой температуре окружающего воздуха, его не сольешь «налево». Поэтому конструкторы, экологи, экономисты и перевозчики единодушны в том, что газ значительно предпочтительнее.
По данным Минэнерго РФ, при использовании компримированного природного газа в качестве топлива для автомобильного транспорта по сравнению с дизельными моторами той же мощности выбросы оксида азота уменьшаются втрое, СН – в 14 раз, а бензопирена – более чем в 16 раз, а сажи – в 100 раз. Есть преимущества и перед бензиновыми версиями легкого коммерческого транспорта. Так, токсичность метана в 1,5-2 раза ниже токсичности бензина. Газ не содержит вредных примесей в виде свинца и серы, которые разрушают двигатель и каталитический нейтрализатор отработавших газов.
Фору газовым моторам могли бы дать электродвигатели, но до их коммерческого использования еще далеко: такие машины имеют небольшой автономный пробег, тяжелое и громоздкое оборудование, привязку к пунктам зарядки. Наконец, аккумуляторные батареи нужно утилизировать, а это тоже дополнительные затраты.
По расчетам специалистов, газобаллонный автомобиль окупается быстрее дизельного аналога, несмотря на более высокую стоимость начального приобретения. Экономия эксплуатационных затрат на топливо на одной единице техники с газовым мотором и ГБО в среднем составляет 300 тыс. руб. в год. Есть и примеры точных расчетов для конкретных моделей.
Например, работающие на метане бюджетные полуторки «ГАЗель Бизнес» обеспечивают снижение затрат на топливо до 62% или 145 тыс. руб. в год. Снижение общей стоимости владения выливается в цифру до 41%. Оборудование фирмы OMVL соответствует экологическим нормам Евро-4 и Евро-5 и при четырех баллонах обеспечивает запас хода на КПГ около 300 км, а на двух видах топлива (включая ДТ) – до 700 км.
Газовый седельный тягач КАМАЗ-65166-34, предназначенный для использования в составе автопоезда полной массой 38,5 т, позволяет сэкономить в год до 600 тыс. руб. Еще больше дает эксплуатация метанового самосвала КАМАЗ-65115-861-30 по сравнению с дизельным аналогом модели 65115-6056-78. При одинаковом пробеге в первый год эксплуатации разница составляет 671 тыс. руб., и далее – нарастающим итогом. Например, через 3 года выигрыш составляет более 2 млн. руб., через 5 лет – свыше 3,3 млн. руб., а через 10 лет – в среднем 6,7 млн. руб.
С учетом того, что стоимость газового моторного топлива регулируется государством, реальная разница со стоимостью дизельного топлива составляет более чем 2 раза. Конечно, у газового транспорта есть ахиллесова пята – нужно регулярно проводить обслуживание ГБО и быть привязанным к АГНС, которых не так много, как АЗС с ДТ. Впрочем, ради ощутимой коммерческой выгоды можно и поискать наполнительные станции: овчинка выделки стоит.

К списку новостей