Ваш регион: Россия

Новости транспортные

Почему грузовые автомобили попадают в аварии?

10.07.14
Почему грузовые автомобили попадают в аварии? Почему грузовые автомобили попадают в аварии?

Каждый год на дорогах Европы происходят сотни аварий, в которые попадают в том числе и грузовые автомобили. Благодаря анализу дорожно-транспортных происшествий, проведенному «Volvo Trucks», можем рассмотреть, по каким причинам грузовые автомобили попадают в автопроисшествия, кто в них становится наиболее серьезными пострадавшими, какие бывают последствия, и как можно было бы избежать тяжелых автопроисшествий. В исследовании рассматриваются только те происшествия, в которых были погибшие или пострадавшие люди, и в которых в качестве участника был хоть один грузовой автомобиль.
Тенденции аварий грузовых автомобилей
17% дорожных происшествий, в которых погибают люди, участвуют и грузовые автомобили, а 90% аварий обусловлено человеческими ошибками, правда, чаще всего в этом виноваты не водители грузовых автомобилей. Наиболее частые ошибки водителей, из-за которых в аварии попадают грузовые автомобили, — плохая видимость и неспособность водителей оценить скорость и траекторию движения других участников дорожного движения. Около 20% аварий, в которые попадают грузовые автомобили, происходят в ночное время.
Характеристики аварий грузовых автомобилей дальних и региональных рейсов довольно похожи. В сущности, отличаются только два аспекта. Региональные грузовые автомобили чаще попадают в аварии, в которых также участвуют незащищенные участники дорожного движения (пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты), но намного реже попадают в те аварии, в которых не бывает других транспортных средств.
Если говорить о всех происходящих в Европе авариях, которые закончились смертью или тяжелыми повреждениями, то в зависимости от страны, в 15-20% случаев их причиной являются водители, превысившие допустимую норму алкоголя. Среди водителей грузовых автомобилей этот показатель достигает лишь 0,5 %.
Причины аварий
Можно выделить три основные причины аварий грузовых автомобилей: водитель, транспортное средство, окружающая среда.
На 30% аварий влияет окружающая среда. Это скользкая дорога, плохая видимость и т.д. Около 10% аварий обусловлено техническими аспектами или проблемами транспортного средства. Чаще всего это бывают некачественные шины, плохо работающие тормоза или «слепая зона». «Водительский фактор» является причиной около 90% аварий — это недостаток внимания и неверная оценка создавшейся ситуации. Происходит немало аварий, когда все эти факторы становятся важными, например: слишком большая скорость технически неисправного грузового автомобиля в условиях плохой видимости.
Ежегодно на дорогах Европы в авариях, в которых участвуют грузовые автомобили, погибает более 7 тыс. человек, а около 100 тыс. получают повреждения. После расследования большинства этих аварий, установлены их основные типы, на которые обращается особое внимание, когда речь идет об улучшении условий безопасности движения и создании безопасных грузовых автомобилей.
Аварии, в которых пострадавшими становятся водители и/или пассажиры грузовых автомобилей
Различные источники утверждают, что в авариях, в которых участвуют грузовые автомобили, 15-20% тяжелораненых составляют находившиеся в них люди. Половина из них попадает в аварии, в которых кроме грузового автомобиля, других участников нет, в 30% случаев это бывает столкновение двух грузовых автомобилей, 5% аварий происходит при столкновении с легковыми автомобилями. Опасность для водителей грузовых автомобилей в таких случаях возникает тогда, если после столкновения их транспортное средство падает или скатывается с дороги. 45% столкновений с легковыми автомобилями заканчивается опрокидываем грузовых автомобилей или их падением на бок. Почти все эти инциденты происходят за городом, когда скорость движения не меньше чем 70 км/ч.
Рано утром вероятность сойти с дороги в 13 раз больше, чем в другое время суток.
Почему же так много водителей грузовых автомобилей погибает (или им наносятся телесные повреждения), когда автомобили не сталкиваются с другими транспортными средствами? До сих пор большой проблемой остается использование ремней безопасности. Если бы ими пользовались все водители грузовых автомобилей, то серьезных повреждений и смертей в таких авариях было бы почти на 50% меньше.
Аварии, в которых пострадавшими становятся водители и пассажиры легковых автомобилей
В авариях, в которых участвуют грузовые автомобили, от 55 до 65% всех погибших или тяжелораненых составляют водители легковых автомобилей.
В таблице приводится основная информация о таких авариях.

Тип аварии Частота Наиболее частые места происшествий Скорость во время аварии Причины аварии
Лобовое столкновение 35% Загородные дороги, магистрали Высокая Чаще всего становятся легковые автомобили, выполняющие обгон
Боковое столкновение со встречным автомобилем 10% Загородные дороги, магистрали Высокая Чаще всего становятся легковые автомобили, выполняющие обгон
Столкновение о бок движущегося навстречу автомобиля 5% Загородные дороги со скользким покрытием Высокая Скользящие на дороге легковые автомобили
Столкновение грузового автомобиля, движущегося в одном и том же направлении, со встречным легковым автомобилем 10% Загородные дороги, магистрали Средняя Недостаток внимания водителей грузовых автомобилей, плохая видимость
Удар грузового автомобиля в легковой на перекрестке 15% Перекрестки загородных и городских дорог Маленькая Несоблюдение правил проезда по перекрестку, плохая видимость
Столкновение легкового автомобиля, движущегося в одном и том же направлении, со встречным грузовым автомобилем 10% Медленно движущиеся или стоящие на дорогах грузовые автомобили Средняя Недостаток внимания водителей легковых автомобилей, плохая видимость
Удар легкового автомобиля в грузовой на перекрестке 10% Перекрестки загородных и городских дорог Маленькая Несоблюдение правил проезда по перекрестку, плохая видимость
Столкновение боками при перестроении 5% Магистрали, кольцевые перекрестки Маленькая Чаще всего становятся водители грузовых автомобилей ( из-за " слепых зон")

Аварии, в которых пострадавшими становятся незащищенные участники дорожного движения
Около 15-25% погибших или сильно пострадавших в авариях с участием грузовых автомобилей составляют незащищенные участники дорожного движения (пешеходы, велосипедисты или мотоциклисты). Почти во всех случаях таких аварий (75%), когда люди гибнут или им наносятся тяжелые ранения, грузовые автомобили хотя бы одним колесом переезжают незащищенных участников дорожного движения.
При столкновении грузового автомобиля и незащищенного участника дорожного движения тяжелые повреждения встречаются чаще, чем легкие. Обычно в таких случаях водители грузовых автомобилей не становятся пострадавшими. Во время таких аварий грузовые автомобили почти всегда едут вперед (81%). В 60% случаев столкновения с пешеходами виновниками дорожного происшествия были сами пешеходы. Почти все такие аварии происходят в пределах городских территорий в дневное время при хорошей видимости и хороших условиях движения. Исключение касается только мотоциклистов. Две трети столкновений грузовых автомобилей и мотоциклистов происходит за городом.

Тип аварии Частота Наиболее частые места происшествий Скорость во время аварии Причины аварии
Незащищенных участников дорожного движения сбивает передняя часть грузового автомобиля 5% В городах, в дневное время Небольшая Плохая видимость вокруг кабины, недостаточнные знания водителя о "слепых зонах", рассеяность, недостаток внимания
Незащищенных участников дорожного движения сбивает задняя часть грузового автомобиля 5% В городах, в дневное время, чаще всего - сеньоры или дети Небольшая Ограниченная видимость задней части грузового автомобиля, недостаточная сила сигнала предупреждения о заднем ходе, рассеянность, недостаток внимания
Столкновения на перекрестках 25% В городах Небольшая, средняя, высокая Незащищенные участники дорожного движения плохо оценивают скорость движения грузового автомобиля, условия движения. Рассеянность и недостаток внимания водителей грузовых автомобилей
Столкновения на перекрестках, когда незащишенных участников дорожного движения задевает бок грузового автомобиля 20% Узкие городские улицы, параллельно дороге идущие полосы движения велосипедистов Небольшая Ограниченная видимость бока грузового автомобиля, недостаточные знания водителя о "слепых зонах", рассеянность, недостаток внимания
Боковые столкновения прие езде в одном и том же направлении 10% В городах Средняя Ограниченная видимость бока грузового автомобиля, недостаточные знания водителя о "слепых зонах", рассеянность, недостаток внимания
Лобовые столкновения 5% За городом Небольшая, средняя, высокая Появление грузового автомобиля или другого участника дорожного движения на встречной полосе
Удар в заднюю часть грузового автомобиля 10% На городских и загородных дорогах Небольшая Недостаток внимания незащищенного участника дорожного движения, плохая видимость

В тех авариях, где грузовые автомобили сталкивались с пешеходами, почти половина пешеходов (48%) отбрасывалась не более чем на 5 м. Это доказывает, что во время таких аварий скорости бывают небольшими.
Аварии, в которых грузовые автомобили сходят с полосы движения
В 88% случаев со своей полосы движения сходят грузовые автомобили, общая масса которых превышает 18 тонн. В авариях такого типа скорость грузовых автомобилей (83%) превышает 70 км/ч.
73 проц. попавших в такие аварии грузовых автомобилей, общая масса которых превышает 12 тонн, имели 3 оси, 21% – 2 оси, 6% имели 4 и более осей.
Столкновение с транспортом, движущимся по противоположной полосе, при ограничениях скорости
В 91% случаев общая масса грузовых автомобилей превышает 12 тонн. Из них 27% имеют 2 оси, 68 проц.— 3 оси, остальные 5% — 4 и более осей. Чаще всего такие аварии происходят при хороших дорожных условиях на дорожных участках, где скорость ограничена до 50 км/ч или до 70 км/ч.
Аварии, связанные с невнимательностью
Сложно оценить точно, сколько аварий происходит из-за невнимательности водителей, но исследователи считают, что их действительно много. Эти аварии можно разделить на две категории: первая — это когда водитель бывает усталый и не может достаточно сконцентрироваться, вторая — это когда уровень внимания водителя достаточный, но ему мешают посторонние помехи.
Эти аварии, как правило, можно отличить по таким признакам, как: нет следа торможения (или он появился слишком поздно), место инцидента обычно бывает после продолжительной прямой участка дороги, часы управления автомобилем подходят к концу.
Большим числом аварий, происходящих по вине водителей, определяется то, что производители грузовых автомобилей уделяют очень много внимания созданию вспомогательных активных систем безопасности: системам наблюдения за полосой движения и усталостью водителя, системам по улучшению стабильности и видимости грузового автомобиля, системам предупреждения о находящихся рядом других участниках дорожного движения.

К списку новостей