Ваш регион: Россия

Новости транспортные

Рынок лизинга: здесь и сейчас

18.06.14
Рынок лизинга: здесь и сейчас Рынок лизинга: здесь и сейчас

лизинга — это проект капитальных вложений в основные средства на несколько лет. Определённость с инфляцией и курсом рубля — базовые условия планирования будущего для любого лизингополучателя. В начале года ставки кредитования были стабильны, но сейчас банки смотрят в сторону их повышения. Это будет означать повышение стоимости кредита, лизинга и других способов финансирования. Цены на эти услуги могут возрасти в 2014 году.
Что касается просрочек, то «Европлан» тщательно управляет качеством своего портфеля — процент просрочек у компании ниже среднерыночного.
Какие механизмы борьбы с просрочками предусматривает законодательство? И как оно работает на практике?
Альхать Масаев:
— Ничего особого здесь законодатель не дал, всё изложено в соответствующем законе. Есть те или иные договорённости в самих договорах о праве на безакцептное списание и прочее. Много арбитражного творчества в отношении лизинга, когда один из немногих,— не побоюсь этого слова — действительно действующих инвестиционных процессов, нивелируется до понятия «пункта проката». Само исполнительное производство и защита прав кредитора — это сегодня неблагодарная, запущенная тема. Пока должнику будет выгодно судиться и уклоняться от обязательств, он будет это делать, я говорю сейчас о юридических лицах.
Наталья Юнг:
— Механизм борьбы с просрочками прописан прежде всего в лизинговом договоре. Чаще всего за просрочки начисляются штрафы. Кроме того, в отличие от кредита собственником приобретённой в лизинг техники остаётся компания-лизингодатель, что в случае систематического неисполнения условий договора облегчает решение проблем с неплательщиком.
Как клиентам правильно вести себя в случае финансовых проблем?
Альхать Масаев:
— Всё зависит от настоящего понимания клиентоориентированности: если лизингодатель ощущает себя партнёром лизингополучателя, а не временщиком, пришедшим на рынок снять сливки, то время для переговоров всегда найдётся. Так «Балтийский лизинг» вёл себя во все кризисы, мы приветствуем открытый и честный диалог. Я давно занимаюсь кредитованием и скажу, что
никакой кредитор не заинтересован в умножении проблем.
Наталья Юнг:
— В случае проблем с платежами мы рекомендуем связаться с лизингодателем и сообщить о тех обстоятельствах, которые препятствуют выплатам. Лизингодатель не менее лизингополучателя заинтересован в досудебном решении проблем, так как часто судебные издержки (финансовые, временные и т. д.) превышают сумму задолженности. Поэтому лизингодатель всегда будет искать взаимовыгодное решение.
Эксперты считают, что наиболее вероятной точкой роста является грузовой и легковой автотранспорт. Заметна ли эта тенденция в вашей компании?
Альхать Масаев:
— Да, это так, процесс идёт у кого?то быстрее, у кого?то медленнее. Многое зависит от умения монополизировать рынки и отношения.
Наталья Юнг:
— Доля коммерческих автомобилей, продаваемых в лизинг, растёт. Рост происходит прежде всего в сегментах «легковой автотранспорт» и «лёгкий коммерческий автотранспорт», где лизинговые схемы ещё не настолько привычны для бизнеса, как в сегменте «грузовой автотранспорт». На популяризацию автолизинга во всех сегментах направлены в том числе и наши усилия. В частности, мы постоянно предлагаем новые программы и специальные предложения для таксомоторных компаний и других видов бизнеса, где автомобили требуются сотрудникам (например, всевозможные службы доставки, курьерские службы и т. д.).
В 2013 году укрепилась одна не самая обнадёживающая тенденция — падение спроса на коммерческий транспорт.
Многообещающее восстановление рынка в 2010–2012 гг. (например, в 2012 году было реализовано 360 тысяч грузовых автомобилей — на 9,5 % больше, чем в 2011 году) сменилось спадом — по итогам 5 месяцев 2013 года продажи сократились примерно на 15 %. Финансовые компании, банки, дилеры и автопроизводители ответили на это расширением инструментов финансирования покупки: сейчас резко увеличилось количество программ, позволяющих выгодно приобрести технику. Эти программы призваны стимулировать спрос — лизинг и кредит приобретают новые условия за счёт договорённости производителей, дилеров, лизинговых компаний и банков.

К списку новостей