Выбор региона
Ваш регион: Россия
- Россия
- Украина
- Беларусь
- Казахстан
- Австрия
- Азербайджан
- Албания
- Андорра
- Армения
- Бельгия
- Болгария
- Босния и Герцеговина
- Великобритания
- Венгрия
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кипр
- Киргизия
- Латвия
- Литва
- Лихтенштейн
- Люксембург
- Македония
- Мальта
- Молдова
- Монако
- Нидерланды
- Норвегия
- Польша
- Португалия
- Румыния
- Сан-Марино
- Сербия
- Словакия
- Словения
- Таджикистан
- Туркменистан
- Турция
- Узбекистан
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Эстония
- Московская область
- Ленинградская область
- Адыгея Республика
- Алтай Республика
- Алтайский край
- Амурская область
- Архангельская область
- Астраханская область
- Башкортостан Республика
- Белгородская область
- Брянская область
- Бурятия Республика
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Дагестан Республика
- Еврейская автономная область
- Забайкальский край
- Ивановская область
- Ингушетия Республика
- Иркутская область
- Кабардино-Балкарская Республика
- Калининградская область
- Калмыкия Республика
- Калужская область
- Камчатский край
- Карачаево-Черкесская Республика
- Карелия Республика
- Кемеровская область
- Кировская область
- Коми Республика
- Костромская область
- Краснодарский край
- Красноярский край
- Крым Республика
- Курганская область
- Курская область
- Липецкая область
- Магаданская область
- Марий Эл Республика
- Мордовия Республика
- Мурманская область
- Ненецкий АО
- Нижегородская область
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Оренбургская область
- Орловская область
- Пензенская область
- Пермский край
- Приморский край
- Псковская область
- Ростовская область
- Рязанская область
- Самарская область
- Саратовская область
- Саха (Якутия) Республика
- Сахалинская область
- Свердловская область
- Северная Осетия-Алания Республика
- Смоленская область
- Ставропольский край
- Тамбовская область
- Татарстан Республика
- Тверская область
- Томская область
- Тульская область
- Тыва Республика
- Тюменская область
- Удмуртская Республика
- Ульяновская область
- Хабаровский край
- Хакасия Республика
- Ханты-Мансийский АО - Югра
- Челябинская область
- Чеченская Республика
- Чувашская Республика
- Чукотский АО
- Ямало-Ненецкий АО
- Ярославская область
Новости транспортные
Водитель-дальнобойщик рассказал о взятках, поборах и зарплате
16.06.14В очередной рубрике «Личный опыт» в еженедельнике «МК-Эстония» водитель-дальнобойщик рассказал, о трудовых буднях дальнобойщиков, какие взятки берут на границах и почему в этой профессии почти нет молодежи.
В профессию я попал совершенно случайно. Это было в 1978 году. Сначала ходил в море, потом подался в дальнобойщики. Сейчас я уже на пенсии, но все еще работаю. В основном езжу в Москву, иногда в Нижний Новгород, Саранск и на Украину, но это редко. Раньше много ездил по Европе и Скандинавии.
По «законам» границы
Самое поганое в работе – это, конечно, переход границы. Там на тебя смотрят, как будто ты преступник или контрабандист.
Сейчас у меня кончается условный срок за нелегальную перевозку сигарет. Пришлось даже несколько месяцев отсидеть. Больше я на такое не подписываюсь, хоть и предлагали. Но мне хватило одного раза.
Эстонскую границу пройти занимает где-то минут 15. А на российской стороне уже пять-шесть часов сидишь.
Самая противная страна всегда была Украина. Там, как и в России, на границе надо взятки давать просто так, ни за что. Когда проверяют документы, где-то может быть запятая не в ту сторону повернута – уже проблема. На российской границе можно так выложить от ста рублей до трех тысяч, а на украинской это происходит просто внаглую – дай и все, иначе никто и разговаривать с тобой не будет.
Когда по украинским дорогам едешь, каждая «фуражка» смотрит, если машина не украинская, сразу стоп – денег дай. Но я обычно не даю. У них первый вопрос – что везешь, давай документы, выходи из машины. «Какой-то вид у вас усталый, давно пили?». Я отвечаю, что мне 65 лет и я работаю, а не палкой на дороге машу.
В других странах такого вымогательства нет. В той же Белоруссии все строго – на дорогах никто не остановит, если ничего не нарушил.
О зарплате и рейсах
Заработать можно где-то около 1000 евро в месяц, то есть примерно три-четыре рейса по 350 евро. Но из этого примерно половину оставляешь на дороге на еду и прочее. Все фирмы платят по-разному. Но очень многие платят минимальную зарплату, а остальное компенсируют командировочными, т.к. они не облагаются налогом.
В Эстонии у дальнобойщиков, наверное, самые низкие зарплаты.
В России платят лучше, не говоря уже про Европу. Раньше и у нас зарплата была выше, сейчас сильно уменьшилась.
Когда меня заманили в одну фирму, то обещали 500 крон в день командировочных и 5000 зарплату. Два месяца платили, потом денег не было – целый год без зарплаты работал. Были только командировочные, и то не 500, а 300. Я подал иск в суд. Но денег в итоге так и не получил. Начальство часто не хочет платить, и при этом все проблемы старается повесить на водителя. Приходится все время ругаться. Нормальных фирм мало, почти во всех так или иначе обманывают.
Сам рейс может длиться по-разному. Все зависит опять же от границы, сколько ты там простоишь. Сейчас уже можно заранее очередь забронировать. А раньше в Нарве можно было неделю и больше на дороге простоять. Сейчас дольше всего приходится стоять на таможне. Бывает, что утром приехал – в обед или вечером тебя оттуда выпускают. А бывает, что и там неделю стоишь. Зависит от клиента, чей груз. Если клиент солидный, то он заранее оплатит растаможку. Если у клиента денег нет, то приходится стоять, с таможни не выпустят.
А пока машина стоит, водитель должен сидеть в кабине. Отойти никуда нельзя.
Единственную таможню знаю в Твери, где записывают номер телефона водителя и звонят, когда все готово и можно ехать.
В других местах зовут по рации или охранник приходит. А если придут, и тебя нет, то будут проблемы. Поэтому приходится сидеть в кабине и ждать. Сколько ждать, никто не знает.
На работу берут всех
Водителей в принципе не хватает. Раньше сложно было устроиться, потому что было много желающих работать. А сейчас даже по телевизору реклама идет, что требуются водители независимо от стажа, возраста и пола.
В плане возраста, молодых водителей-дальнобойщиков очень мало. Может быть, в направлениях на Европу их побольше, но если на Россию, то все водители не моложе 50 лет. Молодые просто не хотят идти. Работа не из легких. Не зря же во Франции, по-моему, в 55 лет дальнобойщики идут на пенсию. Хотели поднять возрастной предел, но они забастовку устроили.
Женщины-водители тоже есть. Знаю одну эстонку лет 70. Тоже в Россию ездит, у нее своя машина.
Она по рации ругается матом, как сапожник, но с акцентом. Говорят, что муж у нее тоже дальнобойщиком был. В Финляндии как-то девчонка лет 18 на фуре к эстакаде, не глядя, задом ровно встала, у нас мужики-то так не могут. Вообще в Финляндии самые лучшие водители. Там для дальнобойщиков серьезные курсы проводят, месяцев десять только учат, как задом вставать.
Без языковых категорий
Языки знать в принципе не обязательно, даже если по Европе ездишь. Общаться-то особо не приходится. Приехал по адресу, дал документы – груз выгрузили. Иногда что-то по-английски можно сказать. Обычно проблем не бывает. Экспедиторы в основном русские. Эстонцам без знания русского даже сложнее.
Был случай, когда надо было из Москвы ехать за грузом в Финляндию, в какой-то маленький город, уже не помню название. По телефону экспедиторы мне улицу и название предприятия сказали неправильно. Но хорошо, городишко маленький был, так я его вдоль и поперек объехал. Смотрю, какой-то ангар есть, а больше вроде бы и некуда ехать. Я подъезжаю туда, а мне уже машут руками, говорят, где ты был, мы уже заждались.
Проще всего искать какой-то адрес в Швеции. К любой легковой машине подошел. Показал водителю документы с адресом. Он посмотрит, затылок почешет – «поехали». Сядет в свою машину и до места проведет. Часто так бывало. А если все время ездишь, то уже знаешь – где и что. Если нет, то пока паромом переправляешься – другие водители объяснят, как доехать.
Начальству все видно
Пока едешь, никаких особенно развлечений в дороге нет. Четыре часа едешь, час отдыхаешь, еще четыре часа в пути, и спать. Сейчас во всех машинах есть тахограф, который фиксирует, сколько времени водитель едет, сколько отдыхает. За нарушение режима – штрафуют. Платишь из своего кармана. Например,
не так давно один водитель в Германии за лишних полчаса работы получил штраф 1030 евро.
Хотя систему можно обмануть, просто поставив магнит на коробку передач. Это делается, к примеру, когда стоишь на границе, и каждый полчаса-час приходится понемногу продвигаться. Тогда фиксируется, что ты едешь, а по факту ты просто дергаешься на месте. Так можно дергаться несколько часов. Потом границу проходишь, до дома уже всего ничего, а приходится останавливаться и отдыхать. Если же поставить магнит, то продвижения на границе сойдут за отдых. Вообще моя работа мне нравится, она затягивает. Когда дома посидишь, то иной раз думаешь, что даже если бы денег не платили, все равно бы поехал. Иногда чувствуешь себя плохо, голова болит, за руль сел – все проходит. Новые ощущения, новые люди, места. Хотя посмотреть толком ничего не получается. Потому что, как правило, едешь не по городам, а в объезд. Но все равно, если я дольше недели дома сижу, то уже спать не могу. А в машине хорошо спится.