Новости транспортные
Российский рынок грузовиков просел сильнее, чем рынок легковушек
27.02.14
Согласно информации, обнародованной КАМАЗом, продажи тяжелых грузовиков массой 14-40 т в 2013 г. упали на 29%, до 83,9 тыс. машин. Сейчас эти данные являются наиболее репрезентативными, поскольку Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) уже год не публикует статистику продаж грузовиков. Что же стало причиной столь ощутимого падения и каковы перспективы рынка грузовой техники в текущем году?
Лидером рынка традиционно стал КАМАЗ, которому удалось реализовать 38,6 тыс. грузовиков (включая сборочные машинокомплекты). Но по сравнению с 2012 г. продажи автозавода в Набережных Челнах снизились на 4%. При этом доля предприятия на рынке выросла на 11,3 п. п. до 45%. Вторую ступень пьедестала вновь занял белорусский МАЗ, но его продажи упали почти вдвое, до 7,5 тыс. грузовиков, а доля рынка снизилась на 4 п. п., до 9%. Продажи «Урала» (входит в группу ГАЗ) упали 3,8%, до 5 тыс. автомобилей, его доля увеличилась на 1 п. п., до 6%.
Спрос на иномарки в прошлом году упал на 40,9%, до 33,1 тыс. ед. Общая доля иностранных производителей сократилась на 8 п. п. до 40%. Продажи MAN снизились на 41%, Mercedes-Benz — на 14,5%, Scania — на 22,5%, Volvo — на 37,6%. Каждый из них продал по 5,3 тыс. Также на 42,6% упали продажи DAF (3,9 тыс. автомобилей), на 70,5% — Iveco (2 тыс. автомобилей) и на 39,2% — Renault (1,7 тыс. машин).
В КАМАЗе сложившуюся ситуацию объясняют общим падением рынка, замедлением темпов экономики и завершением крупных строительных проектов: объектов в Сочи, Универсиады и форума стран АТЭС.
Автопроизводители отмечают, что рынок коммерческого транспорта наиболее чувствителен к стагнации в экономике. По словам представителя одного из них, общее снижение инвестактивности сразу бьет по закупкам грузовой и строительной техники, потом падение перекидывается на сегмент бюджетных автомобилей. По его оценкам, в этом году предпосылок для восстановления не намечается, большинство производителей исходят из пессимистичного прогноза на год. Об этом свидетельствует и негативная статистика января 2014 г. — по данным КАМАЗа, даже его продажи упали на 26%, до 1,4 тыс. машин. Продажи иностранных брендов снизились на 12%, до 1,2 тыс. машин.
Вместе с тем, Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что пик падения продаж в коммерческом транспорте уже пройден, по итогам года рынок покажет нулевую динамику, при этом продажи тяжелых грузовиков могут снизиться в пределах нескольких процентов.