Выбор региона
Ваш регион: Россия
- Россия
- Украина
- Беларусь
- Казахстан
- Австрия
- Азербайджан
- Албания
- Андорра
- Армения
- Бельгия
- Болгария
- Босния и Герцеговина
- Великобритания
- Венгрия
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кипр
- Киргизия
- Латвия
- Литва
- Лихтенштейн
- Люксембург
- Македония
- Мальта
- Молдова
- Монако
- Нидерланды
- Норвегия
- Польша
- Португалия
- Румыния
- Сан-Марино
- Сербия
- Словакия
- Словения
- Таджикистан
- Туркменистан
- Турция
- Узбекистан
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Эстония
- Московская область
- Ленинградская область
- Адыгея Республика
- Алтай Республика
- Алтайский край
- Амурская область
- Архангельская область
- Астраханская область
- Башкортостан Республика
- Белгородская область
- Брянская область
- Бурятия Республика
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Дагестан Республика
- Еврейская автономная область
- Забайкальский край
- Ивановская область
- Ингушетия Республика
- Иркутская область
- Кабардино-Балкарская Республика
- Калининградская область
- Калмыкия Республика
- Калужская область
- Камчатский край
- Карачаево-Черкесская Республика
- Карелия Республика
- Кемеровская область
- Кировская область
- Коми Республика
- Костромская область
- Краснодарский край
- Красноярский край
- Крым Республика
- Курганская область
- Курская область
- Липецкая область
- Магаданская область
- Марий Эл Республика
- Мордовия Республика
- Мурманская область
- Ненецкий АО
- Нижегородская область
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Оренбургская область
- Орловская область
- Пензенская область
- Пермский край
- Приморский край
- Псковская область
- Ростовская область
- Рязанская область
- Самарская область
- Саратовская область
- Саха (Якутия) Республика
- Сахалинская область
- Свердловская область
- Северная Осетия-Алания Республика
- Смоленская область
- Ставропольский край
- Тамбовская область
- Татарстан Республика
- Тверская область
- Томская область
- Тульская область
- Тыва Республика
- Тюменская область
- Удмуртская Республика
- Ульяновская область
- Хабаровский край
- Хакасия Республика
- Ханты-Мансийский АО - Югра
- Челябинская область
- Чеченская Республика
- Чувашская Республика
- Чукотский АО
- Ямало-Ненецкий АО
- Ярославская область
Новости транспортные
60 лет назад начался выпуск автомобиля МАЗ-501 - первого минского лесовоза
30.12.15В декабре 1955 года на Минском автозаводе развернулось серийное производство специального лесовозного автомобиля МАЗ-501, который стал родоначальником славного семейства минских лесовозов. Для своего времени это была уникальная машина, и она помогла совершить настоящий прорыв в лесной отрасли. Говорят, что благодаря появлению именно МАЗ-501 на рубеже 1950-1960 годов в СССР резко возросли объемы заготовки древесины.
Конечно, с высоты сегодняшнего дня МАЗ-501 кому-то может показаться примитивным. Однако 60 лет назад у "пятьсот первого" и конкурентов-то не было - лес вывозился на кое-как приспособленных для этого ГАЗах и ЗИСах, но даже полноприводный трехосный ЗИС-151 никак не соответствовал такому предназначению. МАЗ-501 создавался специально для работы в лесной промышленности, поэтому и стал своеобразным "откровением": на испытаниях с грузом 15 тонн он не только стабильно выдерживал "крейсерскую" скорость 45 км/ч, но и "свободно преодолевал снежный покров высотой полметра, а снежные переметы - глубиной до одного метра и длиной до 30 метров", сообщал в то время инженер Флеров.
В выводах межведомственной комиссии, которая проводила испытания опытных образцов МАЗ-501, было отмечено, что "по своей грузоподъемности, проходимости, тяговым качествам и скоростному режиму новый автомобиль вполне отвечает современным требованиям эксплуатации на лесозаготовках, а по производительности и топливной экономичности значительно превосходит все автомобили, применявшиеся в лесной промышленности до сих пор".
При этом новый лесовоз создавался на базе серийного грузовика МАЗ-200, а потому мог быть достаточно быстро освоен в производстве и выпускаться затем в достаточно больших количествах. Потребность в таких машинах была огромная, поэтому в первую очередь автомобили МАЗ-501 рекомендовалось направлять исключительно на крупные лесозаготовительные предприятия, имеющие большой лесосечный фонд.
Чем же "пятьсот первый" отличался от "двухсотого"? Лесовоз получил полноприводную трансмиссию, которая помимо стандартной коробки перемены передач и сцепления включала в себя раздаточную коробку и неотключаемый передний ведущий мост. "Раздатка" была выполнена заодно с демультипликатором, что давало возможность повысить общее передаточное число трансмиссии и обеспечить увеличенную силу тяги автомобиля, а также минимально низкую устойчивую скорость его движения.
В то время как задний мост мало отличался от стандартного (в нем только увеличили передаточное число главной передачи), передний ведущий мост представлял собой самостоятельную оригинальную конструкцию и состоял из несущей балки, на которой был смонтирован одноступенчатый конический редуктор с дифференциалом, а также две колесные передачи с цилиндрическими шестернями. При этом редуктор с дифференциалом было решено сместить влево относительно продольной оси автомобиля - это позволило компактно вписать его между левым лонжероном рамы и картером двигателя. Кроме того, для улучшения проезда по плохим дорогам в трансмиссии был также предусмотрен механизм блокировки межосевого дифференциала, который приводился в действие рычагом из кабины автомобиля. Соответствующим образом была изменена и карданная передача.
Для загрузки бревен "пятьсот первый" был оборудован поворотным "коником" с откидными боковыми стойками и кронштейнами для крепления тросов крестовой сцепки прицепа-роспуска (одно- или двухосного). Для защиты кабины при погрузке и продольном сдвиге хлыстов было установлено специальное ограждение в виде рамы. Между кабиной и ограждением монтировалось устройство с откидными кронштейнами под установку двух запасных колес. Колеса автомобиля штампованные, диск сварен заодно с ободом. Шины - низкого давления (размер 12.00-20"), с рисунком протектора повышенной проходимости.
Лесовозы первых серий оснащались 110-сильным двухтактным дизельным двигателем ЯАЗ-204, который затем был заменен более мощной (120 л.с.) модификацией ЯАЗ-204А. В 1962 году лесовоз был модернизирован: получил новый V-образный дизель ЯМЗ-236 мощностью 180 л.с. и целый ряд других усовершенствований помельче, что нашло отражение в индексе, где добавилась буква "Б". Производство "пятьсот первых" продолжалось до 1966 года, когда им на смену пришло второе поколение минских лесовозов - МАЗ-509П.
Всего в Минске изготовили 17.198 лесовозов МАЗ-501/501Б. Увы, до наших дней ни один оригинальный автомобиль не дожил: машины эксплуатировались в тяжелейших условиях и работали в буквальном смысле на износ. Кто-то строил на них коммунизм, кто-то просто зарабатывал деньги, но и те и другие технику не щадили. Но как бы то ни было, память о себе "пятьсот первый" оставил хорошую…