Ваш регион: Россия

Новости транспортные

60 лет назад начался выпуск автомобиля МАЗ-501 - первого минского лесовоза

30.12.15
60 лет назад начался выпуск автомобиля МАЗ-501 - первого минского лесовоза 60 лет назад начался выпуск автомобиля МАЗ-501 - первого минского лесовоза

В декабре 1955 года на Минском автозаводе развернулось серийное производство специального лесовозного автомобиля МАЗ-501, который стал родоначальником славного семейства минских лесовозов. Для своего времени это была уникальная машина, и она помогла совершить настоящий прорыв в лесной отрасли. Говорят, что благодаря появлению именно МАЗ-501 на рубеже 1950-1960 годов в СССР резко возросли объемы заготовки древесины.
Конечно, с высоты сегодняшнего дня МАЗ-501 кому-то может показаться примитивным. Однако 60 лет назад у "пятьсот первого" и конкурентов-то не было - лес вывозился на кое-как приспособленных для этого ГАЗах и ЗИСах, но даже полноприводный трехосный ЗИС-151 никак не соответствовал такому предназначению. МАЗ-501 создавался специально для работы в лесной промышленности, поэтому и стал своеобразным "откровением": на испытаниях с грузом 15 тонн он не только стабильно выдерживал "крейсерскую" скорость 45 км/ч, но и "свободно преодолевал снежный покров высотой полметра, а снежные переметы - глубиной до одного метра и длиной до 30 метров", сообщал в то время инженер Флеров.
В выводах межведомственной комиссии, которая проводила испытания опытных образцов МАЗ-501, было отмечено, что "по своей грузоподъемности, проходимости, тяговым качествам и скоростному режиму новый автомобиль вполне отвечает современным требованиям эксплуатации на лесозаготовках, а по производительности и топливной экономичности значительно превосходит все автомобили, применявшиеся в лесной промышленности до сих пор".
При этом новый лесовоз создавался на базе серийного грузовика МАЗ-200, а потому мог быть достаточно быстро освоен в производстве и выпускаться затем в достаточно больших количествах. Потребность в таких машинах была огромная, поэтому в первую очередь автомобили МАЗ-501 рекомендовалось направлять исключительно на крупные лесозаготовительные предприятия, имеющие большой лесосечный фонд.
Чем же "пятьсот первый" отличался от "двухсотого"? Лесовоз получил полноприводную трансмиссию, которая помимо стандартной коробки перемены передач и сцепления включала в себя раздаточную коробку и неотключаемый передний ведущий мост. "Раздатка" была выполнена заодно с демультипликатором, что давало возможность повысить общее передаточное число трансмиссии и обеспечить увеличенную силу тяги автомобиля, а также минимально низкую устойчивую скорость его движения.
В то время как задний мост мало отличался от стандартного (в нем только увеличили передаточное число главной передачи), передний ведущий мост представлял собой самостоятельную оригинальную конструкцию и состоял из несущей балки, на которой был смонтирован одноступенчатый конический редуктор с дифференциалом, а также две колесные передачи с цилиндрическими шестернями. При этом редуктор с дифференциалом было решено сместить влево относительно продольной оси автомобиля - это позволило компактно вписать его между левым лонжероном рамы и картером двигателя. Кроме того, для улучшения проезда по плохим дорогам в трансмиссии был также предусмотрен механизм блокировки межосевого дифференциала, который приводился в действие рычагом из кабины автомобиля. Соответствующим образом была изменена и карданная передача.
Для загрузки бревен "пятьсот первый" был оборудован поворотным "коником" с откидными боковыми стойками и кронштейнами для крепления тросов крестовой сцепки прицепа-роспуска (одно- или двухосного). Для защиты кабины при погрузке и продольном сдвиге хлыстов было установлено специальное ограждение в виде рамы. Между кабиной и ограждением монтировалось устройство с откидными кронштейнами под установку двух запасных колес. Колеса автомобиля штампованные, диск сварен заодно с ободом. Шины - низкого давления (размер 12.00-20"), с рисунком протектора повышенной проходимости.
Лесовозы первых серий оснащались 110-сильным двухтактным дизельным двигателем ЯАЗ-204, который затем был заменен более мощной (120 л.с.) модификацией ЯАЗ-204А. В 1962 году лесовоз был модернизирован: получил новый V-образный дизель ЯМЗ-236 мощностью 180 л.с. и целый ряд других усовершенствований помельче, что нашло отражение в индексе, где добавилась буква "Б". Производство "пятьсот первых" продолжалось до 1966 года, когда им на смену пришло второе поколение минских лесовозов - МАЗ-509П.
Всего в Минске изготовили 17.198 лесовозов МАЗ-501/501Б. Увы, до наших дней ни один оригинальный автомобиль не дожил: машины эксплуатировались в тяжелейших условиях и работали в буквальном смысле на износ. Кто-то строил на них коммунизм, кто-то просто зарабатывал деньги, но и те и другие технику не щадили. Но как бы то ни было, память о себе "пятьсот первый" оставил хорошую…

К списку новостей