Ваш регион: Россия

Новости транспортные

Рынок автоперевозок: в условиях естественного отбора

30.10.15
Рынок автоперевозок: в условиях естественного отбора Рынок автоперевозок: в условиях естественного отбора

Российский рынок автомобильных перевозок больше других перевозчиков пострадал от введения экономических санкций и рецессии. Здесь происходит обострение конкуренции и уход наиболее уязвимых игроков. Впрочем, грамотно построенные бизнес-стратегии способны сгладить влияние негативных факторов на работу компаний, считает заместитель председателя комитета по логистике ТПП РФ Людмила Симонова. Поводом для нашей беседы послужило исследование «Рынок автомобильных грузоперевозок в 2014–2015 гг. и прогноз до 2018 года». 
– Людмила Николаевна, какие основные тренды сложились на рынке автоперевозок?
– Определяющими направлениями на сегодняшний день в этом сегменте становятся сокращение объема перевозок, особенно в импортном сообщении, переход с транспортировки генеральных грузов на перевозки сборных грузов, физическое уменьшение заказа по одной поставке, увеличение доли перевозок с маршрутизацией. Кроме того, происходит перераспределение грузопотока, увеличение объема перевозок в ЕЭП и на восточном направлении. Среди игроков на рынке обостряется конкуренция в борьбе за клиентов, усиливается естественный отбор, при котором наиболее уязвимыми становятся компании, имеющие валютные кредиты и лизинговые соглашения. Мы видим и усиление проблемы безопасности перевозок. Но наряду с этим наблюдается повышение технологичности, комплексности предоставляемых услуг, консолидация и укрупнение бизнеса.
– Как распределяется структура рынка автоперевозок по типу грузов?
– Наиболее высокие темпы роста в предыдущий период – с 2012 по 2014 год – отмечены в сегменте перевозок сборных грузов LTL (less than full truck loaded) – на 9,5% ежегодно. В текущем году происходит снижение объема перевозок сборных грузов, однако не столь сильное, как в других сегментах рынка автомобильных перевозок: по отправленному весу – в пределах 10%, по грузообороту – на 5–7%. По нашим оценкам, к 2020-му доля сегмента LTL достигнет 20% стоимостного объема рынка автоперевозок. Для сравнения, в ЕС этот показатель, предположительно, составит около 50%.
– В чем сегодня заключаются основные факторы риска для российских автоперевозчиков?
– Среди основных факторов риска можно назвать падение промышленного производства и строительства, реальных доходов населения и розничного товарооборота, санкции. Все это вызывает снижение спроса на автоперевозки. Еще одним вызовом для автоперевозчиков является ослабление рубля, высокий уровень инфляции, рост кредитных ставок, что увеличивает расходы на транспортировку грузов. Кроме того, происходит ужесточение регулирования отрасли – это установление новых правил для автоперевозчиков, введение утилизационного сбора, сбора на перевозку негабарита, внедрение тахографов и другие подобные меры, которые также связаны с дополнительным ростом затрат и стоимости перевозок. Наряду с этим повышаются риски неплатежей со стороны заказчика, что нередко служит причиной банкротства транспортных и логистических компаний.
– Что необходимо предпринять регуляторам и участникам рынка автомобильных перевозок для снижения влияния негативных факторов?
– Сгладить влияние негативных факторов в этих условиях могут антикризисные меры. Такие, например, как развитие LTL-доставок, увеличение доли кросс-докинга на региональных площадках, оптимизация и сокращение автопарка, переориентация бизнеса на внутрироссийские тентовые перевозки. Более эффективной работе компаний способствует и расширение географии присутствия, развитие сети собственных представительств и агентов, усиление трудовой и финансовой дисциплины, режим жесткой экономии без потери качества, оптимизация затрат. Востребованы сегодня как предложение дополнительных услуг и консолидация различных сервисов в одном продукте, так и расширение круга клиентов, углубление партнерских отношений.

К списку новостей