Выбор региона
Ваш регион: Россия
- Россия
- Украина
- Беларусь
- Казахстан
- Австрия
- Азербайджан
- Албания
- Андорра
- Армения
- Бельгия
- Болгария
- Босния и Герцеговина
- Великобритания
- Венгрия
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кипр
- Киргизия
- Латвия
- Литва
- Лихтенштейн
- Люксембург
- Македония
- Мальта
- Молдова
- Монако
- Нидерланды
- Норвегия
- Польша
- Португалия
- Румыния
- Сан-Марино
- Сербия
- Словакия
- Словения
- Таджикистан
- Туркменистан
- Турция
- Узбекистан
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Эстония
- Московская область
- Ленинградская область
- Адыгея Республика
- Алтай Республика
- Алтайский край
- Амурская область
- Архангельская область
- Астраханская область
- Башкортостан Республика
- Белгородская область
- Брянская область
- Бурятия Республика
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Дагестан Республика
- Еврейская автономная область
- Забайкальский край
- Ивановская область
- Ингушетия Республика
- Иркутская область
- Кабардино-Балкарская Республика
- Калининградская область
- Калмыкия Республика
- Калужская область
- Камчатский край
- Карачаево-Черкесская Республика
- Карелия Республика
- Кемеровская область
- Кировская область
- Коми Республика
- Костромская область
- Краснодарский край
- Красноярский край
- Крым Республика
- Курганская область
- Курская область
- Липецкая область
- Магаданская область
- Марий Эл Республика
- Мордовия Республика
- Мурманская область
- Ненецкий АО
- Нижегородская область
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Оренбургская область
- Орловская область
- Пензенская область
- Пермский край
- Приморский край
- Псковская область
- Ростовская область
- Рязанская область
- Самарская область
- Саратовская область
- Саха (Якутия) Республика
- Сахалинская область
- Свердловская область
- Северная Осетия-Алания Республика
- Смоленская область
- Ставропольский край
- Тамбовская область
- Татарстан Республика
- Тверская область
- Томская область
- Тульская область
- Тыва Республика
- Тюменская область
- Удмуртская Республика
- Ульяновская область
- Хабаровский край
- Хакасия Республика
- Ханты-Мансийский АО - Югра
- Челябинская область
- Чеченская Республика
- Чувашская Республика
- Чукотский АО
- Ямало-Ненецкий АО
- Ярославская область
Новости транспортные
Вредные большегрузы перевоспитают системой штрафов
29.09.15
С 15 ноября 2015 года в соответствии с обновленной статьей 31.1 федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с транспортных средств массой свыше 12 т при проезде будут взимать плату. При этом систему штрафов отладят только к 2020-му, но нарушителей закона предложено карать уже в самое ближайшее время.
Грузовикам предложат выйти из тени
Активизация борьбы с нарушениями, на которые идут владельцы большегрузных автомобилей для повышения доходности перевозок, в РФ намечалась еще в прошлом году. Однако введение драконовских мер отсрочили на год – до ноября 2015-го. И вот, когда дата вступления в силу новых правил на пороге, депутаты вдруг вспомнили, что во внесенных ранее предложениях осталась прореха, которую сейчас решили срочно залатать.
И это притом, что в РФ как таковых автопредприятий со своей ремзоной и площадкой для отставленных от движения машин осталось не так много. Часть крупных игроков давно оптимизировала свои расходы на содержание инфраструктуры. Ведь за недвижимость надо платить огромные налоги. Понятно, что это все будет отражаться на себестоимости перевозок. И более конкурентоспособными оказываются те игроки, которые этими расходами не обременены. Например, в компании «Совавто» ремонт и техобслуживание грузовиков отданы на аутсорсинг, а подвижной состав – в частные руки, то есть водители – они же и собственники, и экспедиторы в одном лице. Ну а автоперевозчик – это, по сути, диспетчерская для выдачи заказов на выполнение рейсов.
На подобные структурные метаморфозы государство долгое время закрывало глаза. Теперь ситуация изменилась: Росавтодор заставляют экономить средства на ремонт дорог. По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, с 2015 года предусмотрен постоянный мониторинг стоимости строительства, реконструкции, ремонта и содержания 1 км автотрасс.
Однако денег в казне мало. И начался поиск способов ее пополнения из разных источников. В том числе за счет пользователей. Отсюда и возникла идея проекта 12-тонников. Естественно, она не обрадовала владельцев большегрузного подвижного состава, отметил председатель совета некоммерческого партнерства «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Посчитали – прослезились
Начнем с того, что Росавтодор в 2010–2011 гг. по заказу Минтранса провел исследование воздействия машин массой более 12 т на дорожное полотно. Отсюда и появились расчеты по созданию системы взимания платы. Доля таких грузовиков в транспортном потоке составляет в среднем 17%, но, как выяснилось, именно они наносят 56% от общего ущерба автодорогам. Отсюда следовало, что вред от одного 12-тонника дорожному полотну такой же, как от 50 тыс. легковых машин. После несложных арифметических подсчетов получается сумма компенсации – 3,5 руб./км. Если учесть, что фура за месяц проходит 10–20 тыс. км, это будет означать, что в тарифы для клиентов придется добавить по 35–70 тыс. руб.
По данным Росавтодора, себестоимость перевозки товаров грузовым автомобильным транспортом составляет 30 руб./км. А как уточнили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, тариф на перевозку грузов в среднем составляет 10% от стоимости перевозимых товаров. Поэтому введение сбора в 3,5 руб./км приведет к увеличению стоимости перевозимых большегрузными машинами товаров всего на 1,15%.
Процесс взимания платы в Росавтодоре постарались максимально упростить: владелец вносит средства на специальный расчетный счет, заключает договор с оператором платежной системы и таким образом регистрируется в базе данных. На машину ставят бортовое устройство и с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS периодически определяют географические координаты движущегося автомобиля. При прохождении грузовика под рамкой весового контроля номер машины фиксируется. Вся информация стекается в Центр обработки данных Росавтодора, откуда и выставляют счета.
Попытки объехать федеральные трассы по региональным дорогам в дальнейшем будут лишены смысла: в Минтрансе поддержали предложения наделить владельцев всех автодорог полномочиями по обеспечению фиксации правонарушений, а органы исполнительной власти субъектов – полномочиями по принятию административных мер в отношении нарушителей. И контроль, аналогичный федеральному, уже вводят, например, в Ленинградской и Новосибирской областях.
«Платон» готов собирать деньги
Оператором системы взимания платы стало ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (в статусе концессионера), которое уже начало предварительную регистрацию владельцев транспортных средств свыше 12 т. Сейчас в системе взимания платы «Платон» уже насчитывается более 300 большегрузных машин весом более 12 т. Оборудовано уже свыше 130 центров обслуживания. По данным представителя компании, к концу IV квартала 2020 года на федеральных автодорогах России появится 387 пунктов весогабаритного контроля. Планируется, что они охватят практически все федеральные автодороги.
Судя по реакции участников рынка, многие автовладельцы будут искать способы уклониться от уплаты, поэтому уже разработан план мероприятий по предотвращению нарушений при движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автодорогам, который утвердил заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович.
Он предусматривает наделение владельцев автодорог полномочиями по обеспечению фиксации правонарушений, в том числе с использованием специальных технических средств, для передачи информации о правонарушениях в надзорные органы. Ространснадзор, в свою очередь, получил право на пунктах весового и габаритного контроля останавливать тяжеловесные машины, а нарушителей задерживать.
По данным правительственной комиссии по транспорту, в составленной дорожной карте по недопущению нарушений нового закона учтено то обстоятельство, что еще 5 лет на автомагистралях не появится эффективной системы весового контроля, а численности инспекторского состава Ространснадзора для тотальных проверок недостаточно. В связи с этим приняты решения об усилении системы выборочных проверок.
Однако ряд депутатов Государственной думы полагает, что предусмотренных мер мало. Поэтому предложены дополнительные административные меры воздействия, пояснил первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак. Среди них – высокие штрафы как для владельцев подвижного состава, так и для водителей.
Дальнобойщики ожидают сбоев в перевозках
Принятые меры выглядят логично. Перед законом равны все – и владельцы, и водители. С другой стороны, эксперты автомобильной отрасли требуют более детального взгляда на проблему. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин считает, что для водителя большегрузной машины 500 тыс. руб. штрафа за неуплату за проезд по федеральным дорогам – слишком много. Во-первых, это ускорит процесс разорения целого ряда небольших автоперевозчиков. Они сначала должны адаптироваться к новой системе координат на рынке.
Во-вторых, сам порядок оплаты ущерба несправедливый. Согласно расчетам легковые машины тоже наносят дорогам вред. Однако с них никакой оплаты за это не предусмотрено.
В-третьих, новая система контроля до 2020 года не будет отлажена. Соответственно, взимать штрафы с водителей большегрузов за уклонение от оплаты преждевременно. В противном случае создается поле для процветания коррупции и поборов на дорогах. Ведь по отзывам специалистов, уже сейчас возникает масса сложностей, связанных с переоборудованием машин.
Устанавливаемые системы работают в тестовом режиме, поэтому неизбежны сбои. И водителям придется платить за все эти нестыковки из собственного кармана. Это отмечают и представители иностранных перевозчиков, которые сейчас пытаются зарегистрировать свой подвижной состав в системе «Платон». Они предполагают, что неизбежны технические нестыковки в оценках определения длины маршрута. И пока никто не уверен, что это не будет приравнено к факту нарушения законодательства, за которое могут и штрафовать, и тормозить подвижной состав в пути.