Ваш регион: Россия

Новости транспортные

Рынок автобусов в августе подает неясные надежды

25.09.15
Рынок автобусов в августе подает неясные надежды Рынок автобусов в августе подает неясные надежды

По данным ООО «Автостат Инфо», рынок новых автобусов в августе 2015 года продемонстрировал падение к аналогичному месяцу 2014 года на 19,4% (–171 ед.), что по-прежнему относительно меньше, чем в легковом и грузовом сегментах. 
При этом к предыдущему месяцу июлю 2015-го (–21,5%) этот показатель немного улучшился, кроме того, реализация автобусов в физических объемах возросла до 797 ед. против 625 ед. в июле и 608 ед. в июне, но все еще значительно ниже апреля с его 813 ед. 
Внутри сегмента новых автобусов сохраняется большой контраст между отечественными марками, которые потеряли 15,6% (–142 ед.) до 769 ед., и иномарками, чьи продажи скатились на 64,1% (–50 ед.) до 28 ед., впрочем, против обвала на 73,6% в июле. Впрочем, среди иномарок, появился очередной «халиф на час», т.е. лидер месяца, чьи продажи многократно опережают конкурентов – теперь это Higer (12 ед.), а месяцем ранее это была Setra (13 ед.). 
Контрастность автобусного рынка в отношении отечественных и импортных брендов полностью идентична и по данным за восемь месяцев с начала года. Так, автобусный сегмент, в целом, сократился на 20,5% (–1446 ед.) до 5623 ед., где отечественные марки сократили продажи на 12,9% (–796 ед.) до 5381 ед., а иномарки обвалились на 72,9% (–650 ед.) до 242 ед. Таким образом, автобусный рынок, вошедший в пике еще весной, только-только начинает из него выходить, но в первую очередь это касается отечественных марок. Сегмент иномарок являет полный упадок, где попеременно вырываются на краткий срок то один, то другой бренды за счет разовых продаж отдельных моделей, а полное отсутствие продаж в августе отмечено у 17 брендов (импортных и отечественных) против 14 брендов в августе прошлого года и 13 брендов в июле. 
Сегмент автобусов с пробегом в августе также испытывал сжатие, но, конечно, значительно менее существенное, чем рынок новых машин, при том, что сам рынок в физических величинах гораздо обширнее. Так к уровню августа 2014 года август нынешнего показал –6,1% (–213 ед.) до 3294 ед. с пробегом. Отечественных подержанных автоубсов перепродали 2556 ед. (–5,5%), а иномарок – 738 ед. (–8,1%). 
По регионам картина рынка новых автобусов в августе гораздо более контрастная, чем в предыдущие месяцы, причем со сменой лидеров и аутсайдеров. Так, в лидеры вырвался Южный ФО с приростом на 229,5% (доля рынка 18,2%), оттеснивший Северо-Кавказский ФО с ростом на 85,7% (доля 1,6%) на второе место. Тройку лидеров замкнул Приволжский ФО с +51,4% к тому же еще заметно нарастивший свою долю до 39,9%. Прочие регионы пока демонстрируют спад. Так, Центральный ФО показал –66,8% при резко снизившейся до 13,6% доле (а июле доля была 35%), а аутсайдером стал Северо-Западный ФО, обвалившийся ровно на 70% (доля 7,7%). 
За восемь месяцев преемственность чувствуется гораздо сильнее, так лучшими регионами по-прежнему остались: Северо-Кавказский ФО с приростом на 77,3% (доля 3,1%) и Приволжский ФО с +37,1% (доля 32,1%). Центральный ФО «нырнул» на 36,7% (доля 22,1%), а худший результат показывает Уральский ФО с –46,3% (доля 9,7%), впрочем, немного лучший, чем в июле (–50,2%). Таким образом, в некоторых крупнейших регионах (прежде всего Приволжский ФО) из-за оживления производства на местных предприятиях (НефАЗ и «Волжанин») наблюдается всплеск продаж, а в других (Центральный) происходит явная депрессия автобусного рынка. 
Рынок секонд-хэнда по регионам показал в августе просто-таки зеркальную картину: лидер здесь Дальневосточный ФО с +17,6% (доля 6,7%), а аутсайдер – Северо-Кавказский ФО с –45,2% (доля 3,3%). 
Лидером среди брендов по продажам новых автобусов в августе остается ПАЗ (324 ед., –48,1%), но вторым за ним уже стал НефАЗ (241 ед., рост в 4,2 раза), а за ним – «Волжанин» с 94 ед. (рост в 6,7 раза). Таким образом, сильно просевший ЛиАЗ с 31 ед. (–76,2%), теперь только четвертый. По динамике в плюсе также Урал (+216,7%, но лишь 19 ед.), Higer (+50%, 12 ед.) и КАвЗ (+37,5%, 22 ед.). 
За восемь месяцев лучшим по объемам продаж остается ПАЗ (3041 ед., –12,7%), хотя и при усилении просадки продаж. На втором месте НефАЗ (809 ед., +30,3% – 2-е место по динамике), а на третьем – ЛиАЗ (596 ед., –24,1%). «Волжанин» (243 ед., +95,9%) вышел на четвертое место по продажам и на первое по динамике их прироста! КАвЗ стал лишь пятым (188 ед.) по объемам и третьим по динамике (+11,9%). Лучшей из иномарок по динамике стал Higer (–66%, 48 ед.). 
Среди моделей автобусов-иномарок наибольший прирост в августе показал лайнер Higer KLQ6129 (рост в 3 разf, но лишь до 9 ед. фактически), а вот лидером по динамике стал «Волжанин-5279» («Ситиритм 12») с ростом а 12,4 раза (до 29 ед.). В 8 раз вырос МАЗ-203 (до 20 ед.). В 6,6 раза – новый малый автобус НефАЗ-3297 «Марко Поло» (33 ед.). В 5,3 раза вырос НефАЗ-5299 (175 ед.) и в 2,4 раза вахтовка НефАЗ-4208 (24 ед.). Нулевой рост показал «Волжанин-52701» (45 ед.). 
Прочие модели ушли в минус, а наихудшую динамику в Топ-10 снова продемонстрировал ПАЗ-3204 (–77,7%, 42 ед.), причем, теперь упал и схожий ПАЗ-3203 (–51,6%, 44 ед.). Неизменный лидер рынка ПАЗ-3205 показал –31% (176 ед.) в августе и –0,3% за восемь месяцев (1943 ед.). 
За восемь месяцев в лидеры по динамике вышел городской НефАЗ-5299 (+132,1%, 499 ед.). На втором месте его аналог ЛиАЗ-5256 (+47,7%, 161 ед.). На третьем – компактный пригородный ПАЗ-3203 (+34,2%, 393 ед.). Все прочие модели ушли в минус, хотя, например, среднеразмерный ПАЗ-4234 показал приличный объем продаж, равный 394 ед., но минус 14% по динамике. 
Кстати, в Москве в августе были реализованы 24 машины в числе которых 6 ед. Higer KLQ6129, 5 ед. КАвЗ-4235, по 3 ед. ЛиАЗ-5292 и ПАЗ-3205, 2 ед. MAN Lion’s Regio и еще по одной машине 4 брендов. Продажи новых автобусов в столице на сегодня поддерживаются закупками междугородных лайнеров и утилитарных моделей для служебных перевозок, а массовые закупки городских машин пока сошли на нет. В Санкт-Петербурге реализовано 19 машин: 5 ед. «Волжанин-5270», по 4 ед. ЛиАЗ-5256 и НефАЗ-4208. Здесь первенствуют городские модели и лишь за ними идут служебные и прочие, что говорит о начале восстановления местного рынка. 
Если верно то наблюдение, что именно автобусный рынок первым падает в начале экономического кризиса, но он же первым из него и выходит, то показатели августа как бы дают надежду на достижение дна в падении, но общее состояние дел в экономике такого исхода, отнюдь, не гарантирует. В условиях снижения инвестиционной активности, только государственные стимулирующие программы (в том числе по обновлению парка муниципальных образований, прежде всего, газовыми автобусами) могут поддержать и стимулировать развитие отечественных производителей автобусов. Иномарки же теперь обречены на существование в микроскопических рыночных нишах (международные лайнеры, VIP и прочие специсполнения), да еще под гнетом запрета на закупки отечественными госструктурами иномарок, а ведь, в отличие от сегмента легковых автомобилей и грузовиков, сборка «российских иномарок» в автобусном сегменте итак была самой незначительной в процентном отношении, а вследствие падения курса рубля, вообще, стала неконкурентоспособной по отношению к отечественным моделям. 

К списку новостей