Ваш регион: Россия

Новости транспортные

Тахограф и ДТП. Как прибор влияет на ситуацию

03.09.15
Тахограф и ДТП. Как прибор влияет на ситуацию Тахограф и ДТП. Как прибор влияет на ситуацию

В последнее время позиционирование темы тахографа перешло в странную плоскость, о нем говорится чуть ли не как о единственной панацее от ДТП. Как рассказали в пресс-службе общественной организации «Движение без опасности», на самом деле тахограф не способен сделать с автомобилем ровным счетом ничего, когда тот уже попал в аварию, но он может помочь предотвратить катастрофу и найти настоящего виноватого после нее. 
Тахограф начнет предупреждать водителя о том, что ему пора отдохнуть за 15 минут до того, как он должен это сделать. В Европе четверти часа зачастую достаточно для того, чтобы найти стоянку, а если человек ее не нашел, то он может просто написать об этом в отчете, никакого наказания за это не предусмотрено. 
В России требования к остановкам работают по-другому. Во-первых, водителю положено отдыхать не каждые 4,5 часа, как в Европе, а 4 и каждые последующие 2 часа, во-вторых, объяснение, что остановка была невозможна из-за того, что не было стоянки – не предусмотрено. Вместе с тем, в России большие расстояния, транспортная инфраструктура для водителей грузовых автомобилей только начинает развиваться, а остановка на обочине запрещена. 
Но тахограф все равно станет подавать сигнал за 15 минут до положенного времени отдыха. «Интересно, что в Европе этот сигнал выражается просто в мерцании экрана, а в России и в звуковой сигнализации, и в сигнале экрана, который у нас, кстати, тоже намного ярче, - отмечает Геннадий Мирошин, директор по развитию VDO МЕТТЭМ – представителя одного из производителей тахографов в России. – Во всем мире звуковая сигнализация считается отвлекающим фактором, водитель вздрагивает, резко переводит взгляд с дороги на сигнализацию. Но, вместе с тем, он будет слышать ее, пока, наконец, не сделает привал». 
Разницы между предупреждением, да и, в целом, работой цифровых и аналоговых тахографов – нет. По большому счету, главное различие между ними заключается в том, что цифровой тахограф взломать невозможно. 
«Возможность регулирования скорости в тахограф заложена, но в нашем законодательстве прописан только один пункт, ограничивающий ее: 60 км/ч для школьных автобусов, - подчеркивает Геннадий Мирошин. – В любой момент, когда законодателю потребуется ограничить скорость, он сможет это сделать, прибор имеет такую функцию, но пока водителю предлагается выбирать скоростной режим только в соответствии с дорожными знаками. Тахограф не предупреждает о том, что тут надо ехать медленнее, а здесь быстрее». 
Все нарушения скорости фиксируются в памяти устройства. В других странах есть жесткие ограничения: 100 км/ч для автобуса и 90 км/ч для грузовика, поэтому, на всякий случай, мастера ставят этот «барьер» на отечественный прибор, он убережет водителя от штрафа в другом государстве. 
Чем же тогда вообще полезна и зачем необходима функция, которая записывает всю «историю скорости»? Предположим, что произошла авария, свидетели, очевидцы и пассажиры рассказывают, что водитель вышел из автобуса шатаясь. Хотите, трактуйте это как опьянение, хотите, как шок. Одни утверждают, что он ехал очень быстро, другие - что совсем не быстро. Первые винят во всем водителя, а вторые – саму дорогу. На деле часто бывает, что показания людей расходятся, а люди видят ситуацию так, как хотят видеть. В этом случае суд поверит тахографу. И даже если водитель превысил скорость в случае конкретной аварии, но, в целом, показания тахографа говорят о том, что он водит спокойно и никуда не торопится, это может смягчить его участь. 
«Главное, чтобы тахограф был в порядке. Имел место случай, когда суд не принял в рассмотрение данные устройства, потому что оно не было откалибровано. Самое обидное, что срок калибровки был нарушен всего на два дня», - добавляет Геннадий Мирошин. 
Есть еще один плюс тахографа: сама его идея снижает риск участия грузового транспорта в ДТП. За последние полгода сотрудники Госавтоинспекции выписали более 200 тысяч штрафов за отсутствие тахографов, сумма этих штрафов, вероятно будет увеличиваться, а ответственность за поездки без тахографа в большей степени возложат на управленцев, чем на водителей. На данный момент существует законопроект, предлагающий довести штраф за отсутствие тахографа практически до его реальной стоимости (50 тысяч рублей). В этом случае, поездки без прибора станут абсолютно нерентабельными, а идея «чем больше работал, тем больше заработал» постепенно умрет. Перевозчикам станет невыгодно заставлять водителей сделать как можно больше рейсов - просто потому, что штрафы за это уничтожат всю потенциальную прибыль. 
Ну, а в настоящее время, тахограф будет уберегать самых дисциплинированных и ответственных водителей и владельцев автопарков, которые уже живут по его правилам. Кстати, в этом мы совершенно не различаемся с Европой, там против тахографов были целые забастовки, особенно не хотели его устанавливать французы. Это привело к тому, что те, кто был против тахографа, уволились, а те, кто был за, продолжили работу. В итоге, количество ДТП с участием грузового транспорта сократилось на 22%, а ДТП со смертельным исходом – на 55%. 

К списку новостей