Ваш регион: Россия

Новости транспортные

НЕФАЗ АЦ-3,0-40: водяной туман против огня

27.08.15
НЕФАЗ АЦ-3,0-40: водяной туман против огня НЕФАЗ АЦ-3,0-40: водяной туман против огня

Нижнекамский автозавод, входящий в группу компаний «КАМАЗ», представил уникальный для России пожарный автомобиль АЦ-3,0-40 на полноприводном двухосном шасси КАМАЗ-43502-3034-45, применяющий систему тушения огня тонкораспыленной водой (ТРВ). Пожарная автоцистерна может доставить к месту пожара боевой расчет, огнетушащие средства и обеспечить подачу в зону горения ТРВ или воздушно-механическую пену. Машина применяется как самостоятельная боевая единица при тушении пожаров в населенных пунктах, производственных объектах и лесных зонах. Забор воды при этом осуществляется из цистерны, открытого водоема или от гидранта водопроводной сети.
Высокая эффективность тушения огня обеспечивается тем, что водяной туман представляет собой сочетание микрокапель воды и воздуха, которые подаются в эпицентр огня с помощью воздуха или другого газа. Микрокапли воды имеют огромную суммарную поверхность, что гарантирует мгновенное испарение воды с быстрым отбором большого количества тепла. Капли воды настолько малы (0,1 – 0,2 мм), что они оказываются втянутыми турбулентным потоком воздуха в зону горения практически полностью без проливания на землю. При скорости испарения воды 1 л/сек охлаждающая мощность составляет 2,6 Мвт.
Кроме того, водяной пар изменяет относительное соотношение кислорода в зоне тушения вплоть до невозможности поддержания горения. Это в сумме увеличивает эффективность тушения в 4 – 6 раз, что подтверждено протоколами испытаний. Объемное соотношение подачи воды и воздуха находится в пропорциональном соотношении 1:1,5. Давление подаваемых воды и воздуха, необходимое для стабильной работы системы, находится в пределах от 8 до 14 атм. В струю водяного тумана можно добавлять растворы соли или пенообразующие средства. В этом случае система может быть пригодна и для тушения бензина, других нефтепродуктов и газа.
К особо важным достоинствам нового пожарного автомобиля в первую очередь нужно отнести повышенную эффективность тушения. Система выдает 600 л/мин водяного тумана, что позволяет одновременно задействовать до 6 ручных стволов с подачей по 100 л/мин водяного тумана, что эквивалентно подаче 300 л/мин воды под высоким давлением. По сравнению с традиционным способом тушения водой с нормальным давлением подачи (до 8 атм) тушение тонкораспыленной водой эффективнее в 6 раз. По сравнению с тушением водой под высоким давлением (до 30 атм) – эффективнее в 2,5 – 3 раза.
Важно отметить и другие положительные моменты, в частности, так как в зону тушения сжатый воздух поступает одновременно с водой, это благоприятно сказывается на состоянии окружающей атмосферы (удаляется дым). Неиспаренный водяной туман способен полностью ликвидировать источники огня и дыма (в том числе, в закрытых пространствах, шахтах, тоннелях, на борту подводных лодок, катеров). При работе системы гасящая струя является как бы «мягкой» и не разрушает элементы окружающей среды, а также не разбрасывает горящее топливо в окружающее пространство.
В конструкции пожарной машины применены ротационный водяной насос и винтовой компрессор с гидроагрегатами, параметры которых регулируются. Тушение можно производить по ходу движения автомобиля. Монитор обеспечивает подачу компактной струи водяного тумана в пределах до 40 м (400 кг тумана/мин). Цистерна с водой емкостью 3000 л и пенобак емкостью 200 л расположены в пределах колесной базы автомобиля. При этом центр тяжести автомобиля размещается достаточно низко для обеспечения высокой боковой устойчивости машины. Задний угол съезда отвечает требованиям ГОСТ Р 53 328-2009 и составляет 25⁰, что гарантирует высокую проходимость не только в условиях бездорожья, но и в условиях городской среды при движении через бордюрные ограждения. Применение современных роллерных дверей обеспечивает свободу доступа к расположенному в боковых отсеках противопожарному оборудованию. Тяжелые крупногабаритные агрегаты (переносные мотопомпы, генераторы и др.) располагаются в нижнем отсеке, что повышает удобство их использования.
В удобной и вместительной кабине созданы комфортные условия для размещения пожарных. Конструкция поручней, ступеней, сидений, дверных проемов продумана до мелочей. Запасное колесо, закрепленное в пределах заднего свеса, не требует дополнительных грузоподъемных механизмов при его монтаже. Всасывающие рукава, расположенные в нижнем поясе, также легкодоступны для монтажа и демонтажа в процессе работы. В комплект оборудования входит монитор с дистанционным управлением из кабины и с выносного пульта и катушки с рукавами для тушения водяным туманом. Напорные рукава для тушения тонкораспыленной водой имеют инновационную конструкцию «рукав в рукаве». Такое решение необходимо при одновременной подаче воды под давлением и сжатого воздуха. Оборудование машины в значительной степени зарубежного производства: гидрогенератор и гидромотор из Швейцарии, водяной насос из ФРГ, роллерные двери - французские. Отечественных комплектующих высокого качества пока нет. Помимо средств тушения тонкораспыленной водой машина оснащена всеми необходимыми средствами для тушения классическим способом. Для этого имеется стандартный набор рукавов и ручных стволов.

К списку новостей