Ваш регион: Россия

Новости транспортные

Тонар 4525

31.07.15
Тонар 4525 Тонар 4525

В какой-то момент мне показалось, что огромный грузовик все-таки застрянет в воротах цеха. Карьерный самосвал, в отличие от дорожной техники, не ограничен в размерах техрегламентом, поэтому сделан с расчетом на большую вместимость: этот "Тонар" имеет три метра в ширину и почти четыре в высоту.
Водитель оказался профи: покрутившись взад-вперед и хорошенько прицелившись, он все-таки вывел на волю "Тонар 4525" , самое массивное творение завода за всю его 24‑летнюю историю.
Интеграция
Карьерник устроен довольно просто, хотя простачком гигант вовсе не выглядит. Как объяснили создатели машины, именно к этому они и стремились. "Навернуть" можно было все что угодно, но чем проще конструкция, тем дешевле окажется грузовик в эксплуатации и обслуживании.
На раму собственного производства установили одноместную китайскую кабину – вполне пристойную и внешне, и по оформлению нутра. Гладкая эмаль, плотно подогнанные стыки панелей, добротные и функциональные клавиши, рычаги и кнопки. Возможно, в реальном деле "китайское качество" и проявится, но в моих руках все работало без нареканий.
Органы управления и панель приборов интуитивно понятны: стрелки спидометра и тахометра, подрулевые переключатели, крутилки управления климатом – все как на легковой машине. Имеются мощная печка, кондиционер, аудиосистема с разъемами USB и SD. Еще бы, ведь работать приходится по 8–12 часов в смену.
Из необычного – сильно отлогий руль большого диаметра, пневмосиденье с регулировкой жесткости и рычаг подъема-опускания кузова. Под кабиной – шестицилиндровый дизель ЯМЗ‑650, в котором немало высококачественных деталей от именитых компаний.
Крутящий момент на задние колеса передается через китайскую 9-ступенчатую коробку передач Fast Gear. Утверждают, что эту коробку получил не только Тонар, но и многие другие тяжелые грузовики, и потребители ею довольны.
Мосты, тормоза и гидравлика – европейского производства, а вот кузов свой, причем есть два варианта исполнения: 37‑кубовый для перевозки сыпучих грузов и 25‑кубовый для скальной породы. Второй сделан из более толстого листа и не имеет заднего борта. Оба оснащены козырьком над кабиной (в соответствии с требованиями безопасности) и системой обогрева выхлопными газами, чтобы в мороз груз не примерзал.
В рабочем состоянии
Динамические характеристики самосвала обусловлены спецификой использования: при грузоподъемности 45 т и полной массе 63 т нужна, прежде всего, ломовая тяга, а максимальная скорость машины невелика – всего 40 км/ч. Плечо перевозки у такой техники – несколько километров, преимущественно по бездорожью, так что быстрее не требуется. Зато важна проходимость. Поэтому у "Тонара" внушительный дорожный просвет, защита двигателя, блокировка мостов (включается принудительно кнопкой на приборной панели), шины с глубоким и развитым протектором. Есть и система контроля давления TireBoss, позволяющая подкачивать шины в движении.
Случись сползать по крутому рельефу – пригодится вспомогательный тормоз, позволяющий более эффективно тормозить двигателем на спуске и разгрузить обычные тормоза.
Маневренность карьерника соответствует размеру. На заводской территории с низко висящими трубами, узкими проездами и снующими туда-сюда погрузчиками он как слон в посудной лавке. А в карьере проблем не будет – там иные пространства.
Расход топлива, как и межсервисный интервал, сильно зависит от условий эксплуатации. В любом случае производитель дает гарантию на 16 месяцев, 2400 моточасов или 60 тыс. км.
Создатели карьерника "Тонар" старались построить машину дешевле китайских конкурентов, а по надежности близкую к европейским.
Разлетелись
На машиностроительном заводе "Тонар" собирают уже второй десяток карьерных грузовиков. Первые машины передали заказчикам. География поставок обширна: карьерные "Тонары" работают во Владимирской области, на Кузбассе, в Башкирии и Казахстане. Предприятие собирает отчеты об эксплуатации автомобилей в различных условиях и при необходимости вносит изменения в конструкцию.
В перспективных планах – производить один такой карьерник в день. Задача амбициозная, поскольку рынок подобных машин в России (сегмент до 50 т) не слишком велик – около 4000 самосвалов в год. Но шанс есть: европейские и американские аналоги дόроги и в условиях нестабильной экономической ситуации будут окупаться долго, а китайские плохо приспособлены к нашим условиям.
Основной конкурент подмосковного завода – БелАЗ. Но белорусы сфокусированы на многотонных гигантах, а производитель "Тонаров" отслеживает каждый пятидесятитонник и может более гибко взаимодействовать с клиентом – в частности, подтянуть сервисную сеть поближе к проданным автомобилям или при необходимости решить внезапно возникшие технические проблемы в "ручном режиме". В общем, есть надежда, что карьерным "Тонаром" заинтересуются небольшие предприятия.

К списку новостей