Выбор региона
Ваш регион: Россия
- Россия
- Украина
- Беларусь
- Казахстан
- Австрия
- Азербайджан
- Албания
- Андорра
- Армения
- Бельгия
- Болгария
- Босния и Герцеговина
- Великобритания
- Венгрия
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кипр
- Киргизия
- Латвия
- Литва
- Лихтенштейн
- Люксембург
- Македония
- Мальта
- Молдова
- Монако
- Нидерланды
- Норвегия
- Польша
- Португалия
- Румыния
- Сан-Марино
- Сербия
- Словакия
- Словения
- Таджикистан
- Туркменистан
- Турция
- Узбекистан
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Эстония
- Московская область
- Ленинградская область
- Адыгея Республика
- Алтай Республика
- Алтайский край
- Амурская область
- Архангельская область
- Астраханская область
- Башкортостан Республика
- Белгородская область
- Брянская область
- Бурятия Республика
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Дагестан Республика
- Еврейская автономная область
- Забайкальский край
- Ивановская область
- Ингушетия Республика
- Иркутская область
- Кабардино-Балкарская Республика
- Калининградская область
- Калмыкия Республика
- Калужская область
- Камчатский край
- Карачаево-Черкесская Республика
- Карелия Республика
- Кемеровская область
- Кировская область
- Коми Республика
- Костромская область
- Краснодарский край
- Красноярский край
- Крым Республика
- Курганская область
- Курская область
- Липецкая область
- Магаданская область
- Марий Эл Республика
- Мордовия Республика
- Мурманская область
- Ненецкий АО
- Нижегородская область
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Оренбургская область
- Орловская область
- Пензенская область
- Пермский край
- Приморский край
- Псковская область
- Ростовская область
- Рязанская область
- Самарская область
- Саратовская область
- Саха (Якутия) Республика
- Сахалинская область
- Свердловская область
- Северная Осетия-Алания Республика
- Смоленская область
- Ставропольский край
- Тамбовская область
- Татарстан Республика
- Тверская область
- Томская область
- Тульская область
- Тыва Республика
- Тюменская область
- Удмуртская Республика
- Ульяновская область
- Хабаровский край
- Хакасия Республика
- Ханты-Мансийский АО - Югра
- Челябинская область
- Чеченская Республика
- Чувашская Республика
- Чукотский АО
- Ямало-Ненецкий АО
- Ярославская область
Новости транспортные
Среднетоннажные грузовики: неоднозначная ценность
31.07.15

При выборе среднетоннажного грузовика стоит обращать внимание не только на цену: комфорт водителя, в конечном счете, тоже работает на прибыльность перевозок.
Наглядным показателем урбанизации является рост сегмента среднетоннажных грузовиков. Города становятся больше, увеличивается численность городского населения – производительных сил, которые надо холить и лелеять, обеспечивать и обслуживать. «Пятитонники» – коммерческие грузовики с грузоподъемностью 4,5–5 тонн, благодаря небольшим габаритам, запасу по грузоподъемности, высокой маневренности и экономичности, как никто более соответствуют перевозке крупногабаритных грузов в городских условиях.
Экстерьер «пятитонников» узнаваем, конструкция доведена до совершенства, функционал достаточно широк. Внешнее сходство грузовиков различных производителей, особенно из азиатских стран (Япония, Корея, Китай), небольшие различия в технических и эксплуатационных характеристиках таковы, что с первого взгляда напоминают однояйцовых близнецов. Любое техническое «новьё», появившееся в арсенале одного из производителей грузовиков этого класса, революционно и служит трамплином для поднятия рейтинга той или иной марки автомобилей. Впрочем, конкуренты не дремлют и быстро реагируют на подобный отрыв соперника, нивелируя отставание.
Братья и почти близнецы
Несколькими годами раньше представители китайского автопрома в какой-то мере могли вызывать недоумение и смех, а обладатели этой продукции получали постоянные проблемы. Но сейчас, похоже, отсмеялись. Выбор автомобиля только по национальному признаку (типа «японец» – хорошо, «китаец» – отстой), явно будет не рациональным и без весомой мотивации для покупки дорогого бренда – неоправданно затратным. Какой из максимально схожих грузовиков-«пятитонников» с восточной внешностью наиболее эффективен для ежедневных коммерческих перевозок в городской и пригородной зоне? Какие критерии положить в оценку эффективности? Рискнем дать ответ, выбрав для сравнения четыре известных донельзя в народе «пятитонника» с изотермическим продовольственным фургоном:
•ISUZU NPR75 японского концерна Isuzu Motors собирается в г. Елабуга на совместном предприятии Sollers;
•HYUNDAI HD78 корейского концерна выпускается на исторической Родине;
•HINO 300 японской компании HINO Motors, входящей в состав Toyota Group Company, собран в Японии;
•FOTON 1061 китайской государственной корпорации Beigi Foton Motor Co., LTD.
У всех автомобилей экстерьер типовой для своего класса и происхождения. Трехместная обтекаемая кабина расположена над двигателем. Широкое лобовое стекло обеспечивает максимальную обзорность. «Раскосая» оптика придает ту самую, особенную восточную внешность экстерьеру, из-за которой для европейцев все аборигены восточных стран «на одно лицо». Форма и схожие габариты изотермических фургонов на каждом автомобиле также индивидуальности не добавляют.
Официальная информация
«Пятитонники» относятся к малотоннажному коммерческому транспорту. По определению: полная масса автомобилей 7500 кг, грузоподъемность – близкая к пяти тоннам (4500 – 5000 кг).
Характеристики | ISUZU NPR75 | HINO 300 | HYUNDAI HD78 | FOTON 1061 |
Размеры фургона, м | 5,2 × 2,2 × 2,2 | 5,2 × 2,3 × 2,3 | 5,0 × 2,2 × 2,2 | 5,4 × 2,3 × 2,2 |
Объём кузова, м3 | 25 | 28 | 24 | 27 |
Шасси | ||||
Колесная формула | 4 × 2 | 4 × 2 | 4 × 2 | 4 × 2 |
Колесная база, мм | 3815 | 3870 | 3700 | 3800 |
Полная масса автомобиля, кг | 7500 | 7500 | 7500 | 8200 |
Снаряженная масса шасси, кг | 2665 | 2565 | 2550 | 3770 |
Грузоподъемность шасси, кг | 4835 | 4934 | 4900 | 4500 |
Кабина | 3-местная | 3-местная | 3-местная | 3-местная |
Двигатель | ISUZU 4HK1 | N04C−UV | D4GA | Cummins |
Экологический класс | Евро-3 | Евро-4 | Евро-4 | Евро-4 |
Объем двигателя, см3 | 5193 | 4009 | 3933 | 3760 |
Тип топлива | ДТ | ДТ | ДТ | ДТ |
Мощность л.с. | 150 | 150 | 140 | 152 |
Трансмиссия | ||||
КПП, число передач | 6 | 6 | 5 | 6 |
Тормоза | барабанные | дисковые | барабанные | барабанные |
Безопасность | ABS, ASR, EBD | АBS, EBD | ABS | ABS |
Подвеска перед /зад | рессорн/рессорн | рессорн/рессорн | рессорн/рессорн | рессорн/рессорн |
Шины | 215/75R17.5 | 215/75R17.5 | 7.50R×16-14PR | 7.50 R16 |
Топливный бак, л | 100 | 100 | 100 | 120 |
Максимальная скорость, км/ч | 111,1 | 124 | 120 | 120 |
HINO 300:
– наибольшая грузоподъемность;
– наибольший объем кузова;
– наименьшая колесная база.
HYUNDAI HD78:
– наименьший объем кузова;
– наименьшая мощность ДВС.
FOTON 1061:
– существенно больше снаряженная и наибольшая полная масса;
– наименьшая грузоподъемность;
– наибольшая вместимость топливного бака;
– наибольшая мощность при наименьшем объеме ДВС.
Что обычно не озвучивают
В целом каждый из грузовиков способен перевезти груз весом 4,5 т и объемом 24 м3 с запасом либо по объему, либо по весу. При этом небольшой перегруз все автомобили переносят стойко, а как усиливать рессоры, автовладельцев учить не надо. Очевидно, что выбор грузоперевозчиком того или иного «пятитонника» меньше всего зависит от этих достаточно схожих технических параметров. Более важны в практическом смысле следующие показатели:
- комфортные условия вождения, снижающие усталость водителя;
- экономичность – расход топлива в режиме городской эксплуатации;
- динамические характеристики, свойственные именно для городского режима эксплуатации;
- стоимость и затраты на эксплуатацию, что чаще всего является определяющим при выборе окончательного варианта.
Комфорт. Водитель большую часть рабочего дня проводит за рулем. Наличие гидроусилителя, кондиционера, большего или меньшего количества «прибамбасов» в электропакете существенно снижают утомляемость водителя и входят в комплектацию этих автомобилей (либо дооборудуются за деньги). Но постоянный шум от работы двигателя – вот основная проблема профессионального водителя. Каждый децибел в ушах с приближением конца рабочего дня чувствуется все сильнее. Замеры уровня шума в кабине на холостом ходу и различной скорости движения дали следующие показания шумомера:
Уровень шума в кабине, дБ
Скорость км/ч | ISUZU NPR75 | HINO 300 | HYUNDAI HD78 | FOTON 1061 |
Холостой ход | 50,8 | 51,5 | 57,4 | 58 |
40 | 65,3 | 64,2 | 66,3 | 66,1 |
60 | 65,3 | 68,9 | 69,9 | 69,3 |
80 | 69 | 73,9 | 74 | 73,2 |
100 | 74,5 | 77,1 | 78,4 | 77,5 |
Балл (условно) 4 3 1 2
Наименее шумит ISUZU NPR75.
Экономичность. Расход топлива (не заявленный, а фактический) – наиболее показательный параметр. Результаты фиксируются при прохождении автомобилями одного и того же участка в реальной дорожной обстановке и при полной загрузке автомобилей.
Маршрут и условия одинаковые | ISUZU NPR75 | HINO 300 | HYUNDAI HD78 | FOTON 1061 |
Расход топлива, л/100 км | 14,6 | 15,4 | 15 | 17 |
Данные отличаются от предоставляемых производителями, но практика – критерий истины. На самом деле получается, что китайский FOTON 1061 – наиболее расточительный и реальный расход топлива у него (17 л) выше заявленных шестнадцати. Самый экономичный из грузовиков по расходу топлива – ISUZU NPR75.
Динамические характеристики. Во время работы грузовики редко двигаются равномерно по прямой, чаще совершая маневры с изменением скорости и направления, преодолевая подъемы, останавливаясь для погрузочно-разгрузочных работ в самых неудобных местах. Поведение автомобилей на участках дорог с различными уклонами при жестко заданных режимах даёт представление о динамике автомобилей, а именно, показывает, какой из автомобилей с полной загрузкой обладает наилучшими показателями управляемости, тяговитости и маневренности.
Скорость | ISUZU NPR75 | HINO 300 | HYUNDAI HD78 | FOTON 1061 |
Разгон с 0 км/ч (подъем 0%, дистанция 400 м) | ||||
Время, с | 30,6 | 30 | 31,4 | 31,8 |
Максимальная передача в КПП | 4 | 5 | 4 | 4 |
Обороты ДВС | 2800 | 2450 | 2600 | 2650 |
Достигнутая скорость, км/ч | 81 | 79 | 76 | 75 |
Разгон с 40 км/ч (подъем 0%, дистанция 400 м) | ||||
Время, с | 25,7 | 24,6 | 24,8 | 25,2 |
Максимальная передача в КПП | 5 | 5 | 4 | 4 |
Обороты ДВС | 2000 | 2450 | 2700 | 2650 |
Достигнутая скорость, км/ч | 77 | 79 | 79 | 78 |
Разгон с 0 км/ч (подъем 4%, дистанция 723 м) | ||||
Время, с | 56,7 | 54,1 | 62,4 | 62 |
Достигнутая скорость, км/ч | 63,8 | 63,8 | 54,3 | 55 |
Разгон с 0 км/ч (подъем 10%, дистанция 492 м) | ||||
Время, с | 46,3 | 46 | 50,3 | 48 |
Достигнутая скорость, км/ч | 38,3 | 40,2 | 33,6 | 35 |
Достигнутая скорость автомобилей при разгоне на ровных участках дорог и подъемах, а также показания оборотов двигателя показывают, что наилучшие результаты у HINO 300. Наименьшие показатели у HYUNDAI HD78, что, впрочем, неудивительно: мощность его ДВС всего 140 л.с. против 150 у конкурентов.
При испытаниях сопоставлялся и радиус разворота. В справочных данных грузовиков иногда такой показатель указывается, но не всегда поясняется методика замера. Варианта два:
– по колесам (по внутреннему или по внешнему борту);
– от стенки до стенки.
Результаты замеров различны, например, у HINO 300 на интернет-ресурсах можно найти следующие показатели радиуса разворота:
- по колесам – 6,4 м;
- от стенки до стенки – 7,1 м.
Измерения одним и тем же способом (по колесам) дали следующий результат:
ISUZU NPR75 | HINO 300 | HYUNDAI HD78 | FOTON 1061 |
7 | 7 | 6,6 | 7,2 |
Радиус разворота у HYUNDAI HD78 наименьший благодаря небольшой длине колесной базы (3700 мм против 3800 у остальных). Но колесная база не всегда является определяющим фактором. Скажем, у HINO 300 колесная база на 55 мм больше, чем у ISUZU NPR75, а радиус разворота у них одинаков. Происходит это благодаря хитрому устройству балки переднего моста HINO 300, которая позволяет поворачивать колеса почти перпендикулярно раме, что и уменьшает радиус разворота.
Таким образом, по результатам испытаний автомобили набрали сумму условных баллов:
- ISUZU NPR75 – 14;
- HINO 300 – 13;
- HYUNDAI HD78 – 8;
- FOTON 1061 – 6.
Победа за «японцами» российской сборки. ISUZU NPR75, собранный в Елабуге, – лидер этого «тест-драйва». Но победа одного не означает поражения остальных, ведь мы еще не учли самый важный фактор. Поэтому китайскому FOTON 1061 пока рано расстраиваться. Проиграно сражение, а не война.
Цена победы
Ситуация сильно меняется, когда начинаем сравнивать продажную стоимость автомобилей и технического обслуживания. Цена японских грузовиков почти в два раза выше цены китайского «Фотона» и почти на треть – корейского «Хендая».
Характеристики | ISUZU NPR75 | HINO 300 | HYUNDAI HD78 | FOTON 1061 |
Цена покупки | 1 960 000 | 1 986 000 | 1 520 00 | 1 057 000 |
Расход топлива | 14,6 | 15,4 | 15 | 17 |
Межсервисный интервал, км | 15000 | 15000 | 15000 | 15000 |
Стоимость ТО, в том числе: | 13800–39000 | 13600–26200 | 12500–22000 | 12600–18000 |
Количество нормо-часов, ч | 6,8 – 12,5 | 6,6 –11 | 6 – 12 | 6 – 8 |
Стоимость нормо-часа, руб. | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 |
Стоимость работ, руб. | 7500–15180 | 7200–12000 | 5900–13200 | 6600–8800 |
Стоимость расходников, руб. | 6300–15200 | 6300–23800 | 9800 | 6000–9200 |
Гарантийный период мес./км | 24/100 тыс. | 24/100 тыс. | 36/60 тыс. | 24/100 тыс. |
Расходы на плановое техническое обслуживание японских грузовиков были бы соразмерны с аналогичными расходами HYUNDAI HD78 и FOTON 1061, но отдельные виды ТО обходятся в круглую сумму:
ISUZU NPR75
– ТО 45 000 км – 28 000 руб.;
– ТО 90 000 км – 39 000 руб.;
HINO 300
– ТО 60 000 км – 24 000 руб.;
– ТО 90 000 км – 26 000 руб.;
При этом стоимость плановых ТО у HYUNDAI HD78 не превышает 22 000 руб., у FOTON 1061 – 18 000 руб.
Для многих частных грузоперевозчиков цена вопроса является определяющей. Бесспорно, за лучшее платят больше, и высокую цену на японские грузовики легко обосновать любым тестом. Известность бренда также поднимает цену. Но дешевый и боевой «китаец», к недостаткам которого уже относятся спокойно (так как основные «косяки» выявлены и исправлены, а то, что осталось, – не столь критично), на конкретных грузоперевозках может принести больше выгоды, чем японский «пятитонник» с известным брендом и высоким ценником. С другой стороны, комфорт и удобство эксплуатации, а также топливная экономичность на поверку могут оказаться выгоднее, чем экономия при покупке и на обслуживании.