Ваш регион: Россия

Новости транспортные

Среднетоннажные грузовики: неоднозначная ценность

31.07.15
Среднетоннажные грузовики: неоднозначная ценность Среднетоннажные грузовики: неоднозначная ценность

При выборе среднетоннажного грузовика стоит обращать внимание не только на цену: комфорт водителя, в конечном счете, тоже работает на прибыльность перевозок.
Наглядным показателем урбанизации является рост сегмента среднетоннажных грузовиков. Города становятся больше, увеличивается численность городского населения – производительных сил, которые надо холить и лелеять, обеспечивать и обслуживать. «Пятитонники» – коммерческие грузовики с грузоподъемностью 4,5–5 тонн, благодаря небольшим габаритам, запасу по грузоподъемности, высокой маневренности и экономичности, как никто более соответствуют перевозке крупногабаритных грузов в городских условиях.
Экстерьер «пятитонников» узнаваем, конструкция доведена до совершенства, функционал достаточно широк. Внешнее сходство грузовиков различных производителей, особенно из азиатских стран (Япония, Корея, Китай), небольшие различия в технических и эксплуатационных характеристиках таковы, что с первого взгляда напоминают однояйцовых близнецов. Любое техническое «новьё», появившееся в арсенале одного из производителей грузовиков этого класса, революционно и служит трамплином для поднятия рейтинга той или иной марки автомобилей. Впрочем, конкуренты не дремлют и быстро реагируют на подобный отрыв соперника, нивелируя отставание.
Братья и почти близнецы
Несколькими годами раньше представители китайского автопрома в какой-то мере могли вызывать недоумение и смех, а обладатели этой продукции получали постоянные проблемы. Но сейчас, похоже, отсмеялись. Выбор автомобиля только по национальному признаку (типа «японец» – хорошо, «китаец» – отстой), явно будет не рациональным и без весомой мотивации для покупки дорогого бренда – неоправданно затратным. Какой из максимально схожих грузовиков-«пятитонников» с восточной внешностью наиболее эффективен для ежедневных коммерческих перевозок в городской и пригородной зоне? Какие критерии положить в оценку эффективности? Рискнем дать ответ, выбрав для сравнения четыре известных донельзя в народе «пятитонника» с изотермическим продовольственным фургоном:
•ISUZU NPR75 японского концерна Isuzu Motors собирается в г. Елабуга на совместном предприятии Sollers;
•HYUNDAI HD78 корейского концерна выпускается на исторической Родине;
•HINO 300 японской компании HINO Motors, входящей в состав Toyota Group Company, собран в Японии;
•FOTON 1061 китайской государственной корпорации Beigi Foton Motor Co., LTD.
У всех автомобилей экстерьер типовой для своего класса и происхождения. Трехместная обтекаемая кабина расположена над двигателем. Широкое лобовое стекло обеспечивает максимальную обзорность. «Раскосая» оптика придает ту самую, особенную восточную внешность экстерьеру, из-за которой для европейцев все аборигены восточных стран «на одно лицо». Форма и схожие габариты изотермических фургонов на каждом автомобиле также индивидуальности не добавляют.
Официальная информация
«Пятитонники» относятся к малотоннажному коммерческому транспорту. По определению: полная масса автомобилей 7500 кг, грузоподъемность – близкая к пяти тоннам (4500 – 5000 кг).

Характеристики ISUZU NPR75 HINO 300 HYUNDAI HD78 FOTON 1061
Размеры фургона, м 5,2 × 2,2 × 2,2 5,2 × 2,3 × 2,3 5,0 × 2,2 × 2,2 5,4 × 2,3 × 2,2
Объём кузова, м3 25 28 24 27
Шасси        
Колесная формула 4 × 2 4 × 2 4 × 2 4 × 2
Колесная база, мм 3815 3870 3700 3800
Полная масса автомобиля, кг 7500 7500 7500 8200
Снаряженная масса шасси, кг 2665 2565 2550 3770
Грузоподъемность шасси, кг 4835 4934 4900 4500
Кабина 3-местная 3-местная 3-местная 3-местная
Двигатель ISUZU 4HK1 N04C−UV D4GA Cummins
Экологический класс Евро-3 Евро-4 Евро-4 Евро-4
Объем двигателя, см3 5193 4009 3933 3760
Тип топлива ДТ ДТ ДТ ДТ
Мощность л.с. 150 150 140 152
Трансмиссия        
КПП, число передач 6 6 5 6
Тормоза барабанные дисковые барабанные барабанные
Безопасность ABS, ASR, EBD АBS, EBD ABS ABS
Подвеска перед /зад рессорн/рессорн рессорн/рессорн рессорн/рессорн рессорн/рессорн
Шины 215/75R17.5 215/75R17.5 7.50R×16-14PR 7.50 R16
Топливный бак, л 100 100 100 120
Максимальная скорость, км/ч 111,1 124 120 120

HINO 300:
– наибольшая грузоподъемность;
– наибольший объем кузова;
– наименьшая колесная база.
HYUNDAI HD78:
– наименьший объем кузова;
– наименьшая мощность ДВС.
FOTON 1061:
– существенно больше снаряженная и наибольшая полная масса;
– наименьшая грузоподъемность;
– наибольшая вместимость топливного бака;
– наибольшая мощность при наименьшем объеме ДВС.
Что обычно не озвучивают
В целом каждый из грузовиков способен перевезти груз весом 4,5 т и объемом 24 м3 с запасом либо по объему, либо по весу. При этом небольшой перегруз все автомобили переносят стойко, а как усиливать рессоры, автовладельцев учить не надо. Очевидно, что выбор грузоперевозчиком того или иного «пятитонника» меньше всего зависит от этих достаточно схожих технических параметров. Более важны в практическом смысле следующие показатели:
 - комфортные условия вождения, снижающие усталость водителя;
 - экономичность – расход топлива в режиме городской эксплуатации;
 - динамические характеристики, свойственные именно для городского режима эксплуатации;
 - стоимость и затраты на эксплуатацию, что чаще всего является определяющим при выборе окончательного варианта.
Комфорт. Водитель большую часть рабочего дня проводит за рулем. Наличие гидроусилителя, кондиционера, большего или меньшего количества «прибамбасов» в электропакете существенно снижают утомляемость водителя и входят в комплектацию этих автомобилей (либо дооборудуются за деньги). Но постоянный шум от работы двигателя – вот основная проблема профессионального водителя. Каждый децибел в ушах с приближением конца рабочего дня чувствуется все сильнее. Замеры уровня шума в кабине на холостом ходу и различной скорости движения дали следующие показания шумомера:
Уровень шума в кабине, дБ

Скорость км/ч ISUZU NPR75 HINO 300 HYUNDAI HD78 FOTON 1061
Холостой ход 50,8 51,5 57,4 58
40 65,3 64,2 66,3 66,1
60 65,3 68,9 69,9 69,3
80 69 73,9 74 73,2
100 74,5 77,1 78,4 77,5

Балл (условно) 4 3 1 2
Наименее шумит ISUZU NPR75.
Экономичность. Расход топлива (не заявленный, а фактический) – наиболее показательный параметр. Результаты фиксируются при прохождении автомобилями одного и того же участка в реальной дорожной обстановке и при полной загрузке автомобилей.

Маршрут и условия одинаковые ISUZU NPR75 HINO 300 HYUNDAI HD78 FOTON 1061
Расход топлива, л/100 км 14,6 15,4 15 17

Данные отличаются от предоставляемых производителями, но практика – критерий истины. На самом деле получается, что китайский FOTON 1061 – наиболее расточительный и реальный расход топлива у него (17 л) выше заявленных шестнадцати. Самый экономичный из грузовиков по расходу топлива – ISUZU NPR75.
Динамические характеристики. Во время работы грузовики редко двигаются равномерно по прямой, чаще совершая маневры с изменением скорости и направления, преодолевая подъемы, останавливаясь для погрузочно-разгрузочных работ в самых неудобных местах. Поведение автомобилей на участках дорог с различными уклонами при жестко заданных режимах даёт представление о динамике автомобилей, а именно, показывает, какой из автомобилей с полной загрузкой обладает наилучшими показателями управляемости, тяговитости и маневренности.

Скорость ISUZU NPR75 HINO 300 HYUNDAI HD78 FOTON 1061
Разгон с 0 км/ч (подъем 0%, дистанция 400 м)
Время, с 30,6 30 31,4 31,8
Максимальная передача в КПП 4 5 4 4
Обороты ДВС 2800 2450 2600 2650
Достигнутая скорость, км/ч 81 79 76 75
Разгон с 40 км/ч (подъем 0%, дистанция 400 м)
Время, с 25,7 24,6 24,8 25,2
Максимальная передача в КПП 5 5 4 4
Обороты ДВС 2000 2450 2700 2650
Достигнутая скорость, км/ч 77 79 79 78
Разгон с 0 км/ч (подъем 4%, дистанция 723 м)
Время, с 56,7 54,1 62,4 62
Достигнутая скорость, км/ч 63,8 63,8 54,3 55
Разгон с 0 км/ч (подъем 10%, дистанция 492 м)
Время, с 46,3 46 50,3 48
Достигнутая скорость, км/ч 38,3 40,2 33,6 35

Достигнутая скорость автомобилей при разгоне на ровных участках дорог и подъемах, а также показания оборотов двигателя показывают, что наилучшие результаты у HINO 300. Наименьшие показатели у HYUNDAI HD78, что, впрочем, неудивительно: мощность его ДВС всего 140 л.с. против 150 у конкурентов.
При испытаниях сопоставлялся и радиус разворота. В справочных данных грузовиков иногда такой показатель указывается, но не всегда поясняется методика замера. Варианта два:
– по колесам (по внутреннему или по внешнему борту);
– от стенки до стенки.
Результаты замеров различны, например, у HINO 300 на интернет-ресурсах можно найти следующие показатели радиуса разворота:
 - по колесам – 6,4 м;
 - от стенки до стенки – 7,1 м.
Измерения одним и тем же способом (по колесам) дали следующий результат:

ISUZU NPR75 HINO 300 HYUNDAI HD78 FOTON 1061
7 7 6,6 7,2

Радиус разворота у HYUNDAI HD78 наименьший благодаря небольшой длине колесной базы (3700 мм против 3800 у остальных). Но колесная база не всегда является определяющим фактором. Скажем, у HINO 300 колесная база на 55 мм больше, чем у ISUZU NPR75, а радиус разворота у них одинаков. Происходит это благодаря хитрому устройству балки переднего моста HINO 300, которая позволяет поворачивать колеса почти перпендикулярно раме, что и уменьшает радиус разворота.
Таким образом, по результатам испытаний автомобили набрали сумму условных баллов:
 - ISUZU NPR75 – 14;
 - HINO 300 – 13;
 - HYUNDAI HD78 – 8;
 - FOTON 1061 – 6.
Победа за «японцами» российской сборки. ISUZU NPR75, собранный в Елабуге, – лидер этого «тест-драйва». Но победа одного не означает поражения остальных, ведь мы еще не учли самый важный фактор. Поэтому китайскому FOTON 1061 пока рано расстраиваться. Проиграно сражение, а не война.
Цена победы
Ситуация сильно меняется, когда начинаем сравнивать продажную стоимость автомобилей и технического обслуживания. Цена японских грузовиков почти в два раза выше цены китайского «Фотона» и почти на треть – корейского «Хендая».

Характеристики ISUZU NPR75 HINO 300 HYUNDAI HD78 FOTON 1061
Цена покупки 1 960 000 1 986 000 1 520 00 1 057 000
Расход топлива 14,6 15,4 15 17
Межсервисный интервал, км 15000 15000 15000 15000
Стоимость ТО, в том числе: 13800–39000 13600–26200 12500–22000 12600–18000
Количество нормо-часов, ч 6,8 – 12,5 6,6 –11 6 – 12 6 – 8
Стоимость нормо-часа, руб. 1100 1100 1100 1100
Стоимость работ, руб. 7500–15180 7200–12000 5900–13200 6600–8800
Стоимость расходников, руб. 6300–15200 6300–23800 9800 6000–9200
Гарантийный период мес./км 24/100 тыс. 24/100 тыс. 36/60 тыс. 24/100 тыс.

Расходы на плановое техническое обслуживание японских грузовиков были бы соразмерны с аналогичными расходами HYUNDAI HD78 и FOTON 1061, но отдельные виды ТО обходятся в круглую сумму:
ISUZU NPR75
– ТО 45 000 км – 28 000 руб.;
– ТО 90 000 км – 39 000 руб.;
HINO 300
– ТО 60 000 км – 24 000 руб.;
– ТО 90 000 км – 26 000 руб.;
При этом стоимость плановых ТО у HYUNDAI HD78 не превышает 22 000 руб., у FOTON 1061 – 18 000 руб.
Для многих частных грузоперевозчиков цена вопроса является определяющей. Бесспорно, за лучшее платят больше, и высокую цену на японские грузовики легко обосновать любым тестом. Известность бренда также поднимает цену. Но дешевый и боевой «китаец», к недостаткам которого уже относятся спокойно (так как основные «косяки» выявлены и исправлены, а то, что осталось, – не столь критично), на конкретных грузоперевозках может принести больше выгоды, чем японский «пятитонник» с известным брендом и высоким ценником. С другой стороны, комфорт и удобство эксплуатации, а также топливная экономичность на поверку могут оказаться выгоднее, чем экономия при покупке и на обслуживании.

К списку новостей