Выбор региона
Ваш регион: Россия
- Россия
- Украина
- Беларусь
- Казахстан
- Австрия
- Азербайджан
- Албания
- Андорра
- Армения
- Бельгия
- Болгария
- Босния и Герцеговина
- Великобритания
- Венгрия
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кипр
- Киргизия
- Латвия
- Литва
- Лихтенштейн
- Люксембург
- Македония
- Мальта
- Молдова
- Монако
- Нидерланды
- Норвегия
- Польша
- Португалия
- Румыния
- Сан-Марино
- Сербия
- Словакия
- Словения
- Таджикистан
- Туркменистан
- Турция
- Узбекистан
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Эстония
- Московская область
- Ленинградская область
- Адыгея Республика
- Алтай Республика
- Алтайский край
- Амурская область
- Архангельская область
- Астраханская область
- Башкортостан Республика
- Белгородская область
- Брянская область
- Бурятия Республика
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Дагестан Республика
- Еврейская автономная область
- Забайкальский край
- Ивановская область
- Ингушетия Республика
- Иркутская область
- Кабардино-Балкарская Республика
- Калининградская область
- Калмыкия Республика
- Калужская область
- Камчатский край
- Карачаево-Черкесская Республика
- Карелия Республика
- Кемеровская область
- Кировская область
- Коми Республика
- Костромская область
- Краснодарский край
- Красноярский край
- Крым Республика
- Курганская область
- Курская область
- Липецкая область
- Магаданская область
- Марий Эл Республика
- Мордовия Республика
- Мурманская область
- Ненецкий АО
- Нижегородская область
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Оренбургская область
- Орловская область
- Пензенская область
- Пермский край
- Приморский край
- Псковская область
- Ростовская область
- Рязанская область
- Самарская область
- Саратовская область
- Саха (Якутия) Республика
- Сахалинская область
- Свердловская область
- Северная Осетия-Алания Республика
- Смоленская область
- Ставропольский край
- Тамбовская область
- Татарстан Республика
- Тверская область
- Томская область
- Тульская область
- Тыва Республика
- Тюменская область
- Удмуртская Республика
- Ульяновская область
- Хабаровский край
- Хакасия Республика
- Ханты-Мансийский АО - Югра
- Челябинская область
- Чеченская Республика
- Чувашская Республика
- Чукотский АО
- Ямало-Ненецкий АО
- Ярославская область
Новости транспортные
Топливо дорожало, дорожает и будет дорожать
29.01.14

В России топливо дорожает постоянно, причем по любому поводу: цены на нефть пошли вверх – топливо подорожало, нефть дешевеет – цены на топливо продолжают расти. Рост экспорта нефтепродуктов отразился на оптовых ценах: с начала июля они выросли более чем на 20%. Но и на этом власть не успокоилась — с начала января на топливном рынке произошел очередной скачок — из-за повышения налоговых ставок оптовые цены на топливо увеличились на 5-15%. Причем значительнее всего растут цены на высокоэкологичное топливо.
Дело дошло уже до того, что топливные компании начали писать петиции с просьбой ограничить вывоз топлива из страны.
«На оптовом рынке бензина стал наблюдаться дефицит. Во-первых, вырос экспорт автомобильного топлива — продавать его за границей стало выгодней, чем в России. По этой же причине белорусские компании покинули наш рынок и стали торговать в Европе. Вторая причина — снижение производства: некоторые НПЗ обновляли технологии и сбавили объемы выпуска топлива. В итоге, предложение резко снизилось и цены пошли вверх. К тому же, вырос акциз на бензин, — поясняет исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. — Сложно сказать, насколько увеличится розничная цена. Это зависит от условий в каждом регионе. Если уровень конкуренции там высок, то компании не смогут сильно повышать цену. Еще один фактор — потребительская возможность. Если в небогатых регионах сильно поднять стоимость бензина, люди станут меньше его покупать».
Автомобилистам пока деваться некуда — им приходится платить столько, сколько просят заправки. По статистике Российского топливного союза такого резкого подорожания топлива, которое наблюдалось с июля 2013, не было за всю историю России. В отдельных регионах спрос превышает предложение на 200-300%. Из-за всеобщей паники ценники на АЗС меняются гораздо быстрее, чем этого требует реальная ситуация.
«Такое удорожание является избыточным – цифры не обусловлены реальными рыночными причинами. Нынешний рост является явно избыточным. А причин этих несколько. Во-первых, с 1 июля были повышены акцизы на топливо. Одновременно на внутреннем рынке сократилось предложение. Это связано с тем, что для нефтяных кампаний гораздо более выгодным является экспорт топлива за рубеж. Во-вторых, увеличение налогов в конце года. Розничные цены начнут давать о себе знать уже в середине января. При этом, учитывая нынешнюю динамику, можно прогнозировать рост литра бензина на 2 рубля и даже больше. В первую очередь, речь идет о 92-м и 95-м», — комментирует аналитик Андрей Гордеев.
Складывающаяся ситуация грозит еще одной серьезной неприятностью. Ведь цены всех товаров первого потребления напрямую зависят от стоимости топлива. К примеру, почти половину себестоимости буханки хлеба составляют расходы на топливо. Таким образом, рост цен на топливо вызовет очередную волну подорожаний во всех сегментах производства.
В случае если правительство решит искусственно заморозить цены в рознице, независимые АЗС начнут банкротиться, из-за чего на рынке начнется еще большая паника. Аналитики считают, что даже, несмотря на возможную в этом случае монополизацию рынка, цены на топливо в течение года вырастут как минимум на 17%. При этом возможно, что уже в январе Россия будет вынуждена закупать топливо за границей. Правда, у кого — непонятно. К примеру, в нефтедобывающей Норвегии литр Аи-95 стоит 80 руб., в Нидерландах — 74 руб., в Италии — 72 руб., в Бельгии — 68 руб., в Австрии — 57 руб., в Люксембурге — 55 рублей. Остается только Беларусь, однако ее топливных запасов вряд ли хватит на нашу большую страну.
Сегодня столичные автомобилисты покупают Аи-95 за 31,50 руб., но к следующим новогодним праздникам ценник возрастет как минимум до 35 руб. Лишние копейки на ценниках появятся и благодаря новым экологическим стандартам. 3-4% в стоимости горючего «набегут» за счет уже вступившего в силу запрета экологического стандарта Евро-2 и перехода на Евро-3, а также постепенного внедрения Евро-4 и Евро-5, которые предъявляют все более строгие требования к качеству топлива. Крупные компании получат таким образом новый повод поднять цены. Бюджет в результате перехода на топливо более высоких экологических классов не досчитается планируемых поступлений акцизов. Компенсировать эту недостачу Минфин сможет только одним способом — снова повысить акцизы в следующем году. Вот такой получается замкнутый круг. Одна из возможных мер для выхода из ситуации – социальные дотации на топливо. Такая практика активно применяется во всем мире, в том числе в нефтедобывающих странах – Иране, Венесуэле, Эмиратах, Саудовской Аравии. В этих странах действуют различные послабления для граждан — от субсидий до талонов. Однако, на такую щедрость российская власть вряд ли способна.