Ваш регион: Россия

Новости транспортные

Главная ударная сила

09.02.15
Главная ударная сила Главная ударная сила

Объект нашего сегодняшнего внимания — основные пожарные автомобили, которые заняты как раз в тушении огня. Они-то и составляют основу пожарной спецтехники.
Основные пожарные автомобили: общего применения
Автомобили, которые применяются непосредственно для тушения огня, называют основными. Это самый главный и самый большой класс пожарной техники. В свою очередь основные пожарные автомобили внутри своего класса делятся на две большие группы — основные общего применения и основные целевого применения.
Что такое «общее применение»? Под этим термином подразумевается ликвидация наиболее распространенных разновидностей пожаров, в основном бытовых, или несложных промышленных.
Большинство бытовых пожаров при должном подходе и оперативности реагирования ликвидируются довольно быстро и с относительно невысокими затратами огнетушащих средств. Автомобили быстрого реагирования (АБР) сконструированы как раз для таких случаев. Около тонны воды, насос высокого давления с системой мелкодисперсного распыления — как правило, этого достаточно для тушения среднестатистического квартирного пожара. Это оборудование ставят на шасси легких или среднетоннажных грузовиков с дубль-кабиной. Таков собирательный образ «АБРки». За счет относительно небольших размеров водобака в спецкузове высвобождается больше места для аварийно-спасательного инструмента. Именно поэтому автомобили типа АБР выезжают не только на квартирные пожары, но и, например, на автомобильные аварии.
Однако, не смотря на большой рост популярности АБР, главным типом пожарного автомобиля остается автоцистерна или АЦ. В отличие от АБР, большую часть внутреннего пространства кузова здесь занимает бак водой — собственно та самая «цистерна», давшая название этому типу пожарных машин.
В зависимости от объема вывозимого запаса воды автоцистерны делят на легкие, средние и тяжелые. Запас воды у легких АЦ — около 2 т, у тяжелых — 8 т и более. В абсолютном большинстве случаев насос устанавливают в кормовой части, реже — в кабине боевого расчета.
Автоцистерны - это пехота пожарной охраны. В численной структуре пожарного автопарка этот тип — абсолютный доминант. Шасси для автоцистерн применяют самые разные — от низкорамных среднетоннажных до многоосных полноприводных на «зубастой» резине.
Если пожар затяжной и привезенного на автоцистернах запаса воды не хватает, а пожарного гидранта поблизости нет, то на помощь приходят насосные и рукавные автомобили. Задача этих машин — соединить расположенные рядом с пожаром боевые автоцистерны с удаленным водоисточником, который запросто может находиться в нескольких километрах.
Рукавный автомобиль (АР) привозит запас рукавов и механизированным способом разворачивает рукавную линию, а насосная станция (ПНС) со сверхмощным насосом может прокачать по этой рукавной линии воду на большое расстояние. На противоположном от удаленного водоисточника конце рукавной линии к магистрали подсоединяются автоцистерны, после чего они могут работать в бесперебойном режиме.
Как правило, пожарные части имеют определенную «зону влияния» и четко знают какой объект на каком расстоянии от какого водоисточника находится. Если это расстояние до 2 км, то с задачами АР и ПНС могут справляться автомобили типа ПНРС — пожарные насосно-рукавные станции, у которых и должный запас рукавов и сверхмощный насос размещены в одном спецкузове.
Основные пожарные автомобили: целевого применения
У основных пожарных автомобилей целевого применения более узкая сфера использования. Предназначены они для ликвидации таких возгораний, которые нельзя тушить просто водой.
Самый известный тип пожарных автомобилей целевого применения — аэродромный. Задача аэродромного пожарного автомобиля (АА) прибыть к месту крушения самолета максимально быстро, по кратчайшей траектории с большим запасом пенообразователя. Именно поэтому современные аэродромные пожарные автомобили строятся на базе крупногабаритных специальных полноприводных внедорожных шасси с очень мощными двигателями. Даже сквозь снежную целину аэродромный пожарный автомобиль должен пробиваться на высокой скорости. Еще одна уникальная способность аэродромных пожарных автомобилей это возможность начинать тушение прямо на ходу. Для этого насосы самых лучших аэродромных автомобилей имеют свой двигатель.
Основное огнетушащее средство для ликвидации авиационных пожаров - пена. Пожарная пена получается путем механического перемешивания пенообразователя с водой и воздухом в специальных устройствах — пеногенераторах. Лучше всего пена подходит для тушения разлитого топлива. Поскольку разлив топлива это главная опасность при авиационных авариях, именно поэтому пенообразователь - главный «боеприпас» для аэродромных пожарных.
Но топливо может вылиться не только из потерпевшего аварию самолета. Источники разлива топлива — это нефтебазы, автозаправки, железнодорожные эшелоны с цистернами и даже обычные бензовозы. Когда горит что-либо из вышеперечисленного, то на такой пожар приезжает автомобиль пенного тушения. Конструктивно «пенники» очень близки к тяжелым автоцистернам, только основной бак у них заполнен не водой, а пенообразователем.
А что делать, если горит, например, электротрансформаторная подстанция под высоким напряжением? Тушить водой такой пожар нельзя по понятным причинам. Здесь используются специальные порошки и вывозящие их автомобили порошкового тушения. Струей воздуха из специального резервуара, установленного на автомобиле, выдувается порошок, который при взаимодействии с огнем образует плотную плёнку, которая перекрывает доступ кислорода и прекращает горение.
Существуют автомобили, на которых установлено и пенное, и порошковое пожарно-техническое вооружение. Такие машины называют автомобилями комбинированного тушения.
Еще один «интересный случай» -  когда горят хранилища с материальными ценностями. Скажем, например, банковское хранилище с деньгами, библиотека с книгами или музей с картинами. Тушить водой такие пожары не желательно. Вода нанесет не меньший вред, чем огонь. Что делать? На этот случай созданы автомобили газового тушения. Закрытые помещения заполняют специальным газом (углекислотой), которая нейтрализует саму химическую реакцию горения.
Самые тяжелые пожары — это горящие нефтяные и газовые фонтаны под давлением. Такие пожары, к счастью, случаются крайне редко, но если случаются, то борьба с ним может вестись несколько дней, а то и недель. Ну и, конечно, здесь нужна совершенно особая техника — автомобили газоводяного тушения (АГВТ). Главный рабочий орган АГВТ — это авиационный реактивный двигатель, генерирующий высокоскоростную плотную газовую струю. В эту струю от насосной станции под большим давлением подается вода. Когда скоростная газовая струя и вода смешиваются, образуется мощнейший непрерывный газоводяной поток. Только воздействием такого «сверхоружия» можно сбить нефтяной фонтан.
Новый и пока редкий тип, своего рода будущее пожарной техники — дистанционно управляемые самоходные роботы. Ель-4, отечественная разработка с применением импортных комплектующих. По сути это автономный пожарный минитанк, оснащенный 175-сильным дизелем. Управлять им можно дистанционно с расстояния в 2,5 км. Минитанк Ель-4 может взять на борт 2150 кг различных огнетушащих средств, а его масса составляет 6,8 т. LUF 60 — изделие австрийской фирмы LUF GmbH. Он куда более компактен, но требует внешней подпитки, например, от автоцистерны.
Борьба с последствиями чрезвычайных ситуаций — столь же многогранная область человеческой деятельности, сколь многогранной является сама цивилизация. И когда кажется, что все типы спасательной техники сконструированы и «все для всего» придумано, жизнь преподносит новый «сюрприз» и новые опасности. Но и новое «оружие» тоже не заставляет себя ждать.

К списку новостей