Ваш регион: Россия

Новости транспортные

Аккумуляторы для большегрузных автомобилей. Что о них нужно знать?

05.11.14
Аккумуляторы для большегрузных автомобилей. Что о них нужно знать? Аккумуляторы для большегрузных автомобилей. Что о них нужно знать?

Список сезонных автомобильных товаров довольно непродолжительный. В нём, рядом с шинами, жидкостью для стёкол и несколькими несущественными мелочами, находятся аккумуляторы. Зимой эти «энергетические хранилища» испытывают серьёзную нагрузку, поэтому вполне понятно, что именно в зимнее время всплывают основные проблемы, связанные с их работой. Тем не менее, эксперты отмечают, что «возраст» и количество циклов зажигания – это всего лишь 10% объективных причин, заставляющих думать о замене аккумулятора. Остальные 90% неисправностей происходят по вине водителей. Мы решили выяснить, в чём кроется корень проблем, и как их можно избежать.
Конструктивные особенности
По сути, аккумуляторы легковых и грузовых автомобилей отличаются только по одному параметру – по величине. Это логично – ведь для того, чтобы завести грузовой автомобиль, нужно больше энергии, поэтому аккумуляторы большегрузных автомобилей в несколько раз больше, чем аккумуляторы легковых машин. Кроме того, грузовая техника подвергается более сильной вибрации, поэтому внутренняя конструкция и корпус её аккумуляторов разработаны так, чтобы при большой нагрузке не поломались.
Айварас Красуцкас, руководитель центра продажи аккумуляторов «Nabobas», обратил внимание на то, что производители аккумуляторов к своей продукции выдвигают всё более строгие требования. Между бывшими когда-то в употреблении аккумуляторами типа «Classic» и современными «Heavy Duty» или «Super Heavy Duty» – огромная разница. В процессе производства аккумуляторов нового поколения используется серебро, обеспечивающее защиту от к коррозии и температурного воздействия. Пластины, установленные на корпусе аккумуляторов, изготавливаются из свинца. Между пластинами прокладывается специальный материал, помогающий стабилизировать и предохранить аккумулятор от вибрации.
«Такие приборы более устойчивы к глубоким разрядам и более долговечны. В последнее время производители грузового транспорта стали требовать, чтобы аккумуляторы были полностью герметичны, чтобы электролит в аккумуляторах был стабилизирован гелем или стеклотканью. Иначе говоря, все аккумуляторы должны соответствовать, по крайней мере, классу „Super Heavy Duty“, или быть еще лучше. Если говорить еще точнее – они должны быть более устойчивы к ошибкам, попадающимся в уходе за ними, или просто к пренебрежительному отношению».
Ошибки, возвращающиеся бумерангом
Другой эксперт, Ауримас Прасцявичюс (бывший руководитель проектов в компании «Tanagra») обратил внимание на один из основных «грехов» водителей – пренебрежительное отношение к сроку замены местами двух параллельно соединённых аккумуляторов.
«Как известно, каждый установленный в грузовом автомобиле аккумулятор производит электрическое напряжение, равное 12 V. Если два таких аккумулятора соединить параллельно – получим нужные для техники такого „калибра“ 24 V. Но в таком дуэте один из его участников нагружен, как правило, больше. Если мы хотим, чтобы износ аккумуляторов был равномерным, мы должны хотя бы раз в три месяца поменять их местами. К сожалению, водители очень часто не обращают внимание на это требование. Результат такого отношения – „смерть“ одного из аккумуляторов», – говорит А. Прасцявичюс.
В данном случае нужно иметь ввиду, что продавцы аккумуляторов не примут претензий, даже если гарантийный срок годности аккумулятора будет действительным. Если они проверят работу второго «напарника» и увидят, что с ним всё в порядке, причина выхода из строя первого будет налицо.
Теоретически эту проблему можно решить, если изготовить одно «хранилище электроэнергии» с напряжением в 24 V. Но такой аккумулятор был бы очень громоздким, его сдвинуть с места мог бы только механик с мышцами Жидрунаса Савицкаса. Иначе говоря, решение одной проблемы породило бы другую.
А. Красуцкас предполагает, что в будущем в большегрузных автомобилях будет 4 или даже 6 аккумуляторов. Два из них будут заводить двигатель, остальные – во время рейса питать электроэнергией другие электрические приборы, начиная от лампочки освещения в кабине водителя и заканчивая любым оборудованием для комфорта.
Дилеммы выбора
Мы попросили всех своих собеседников поделиться советами о том, как принять оптимальное решение в выборе нового аккумулятора. Ответы экспертов оказались несколько неожиданными – между торговыми знаками существенной разницы нет.
«Теоритически, в новом аккумуляторе, который вам приглянулся, следует проверить напряжение (оно должно быть не менее 12,5 V) и стартовый ток. Практически вам для этого потребуется специальное оборудование. Такое удовольствие могут себе позволить разве что менеджеры транспортных компаний. Всем другим придётся положиться на профессиональность и честность продавцов», — говорит консультант, доцент Вильнюсского технического университета имени Гедиминаса (ВГТУ) Альфредас Римкус.
Учёный подтвердил, что некоторое время тому назад к нему с просьбой обратилась одна пассажирская компания. Компания хотела узнать, почему её автобусы не заводятся при температуре минус 20 °C, несмотря на то, что в них установлены новые аккумуляторы.
«Когда мы измерили параметры аккумуляторов, выяснилось, что плотность электролитов в них составляет всего лишь 1,20 г / см2, хотя согласно требованиям, должна быть 1,28 г / см2. По этой причине стартовый ток быль на треть слабее, чем предполагалось. Вполне вероятно, что в данном случае ошибку допустили именно продавцы – они закупили „сухие“ аккумуляторы, а затем их заполнили или неправильно, или некачественным электролитом», — отметил доцент ВГТУ.
Кстати, сейчас почти все аккумуляторы обслуживанию не подлежат – электролитом их заполняют производители, они полностью герметичны, поэтому покупателю не приходится ни о чём беспокоиться.
В лаборатории транспортной кафедры ВГТУ проводились испытания пяти аккумуляторов, все они были от разных производителей («Varta», «Bosch», «AD Baltic», «Exide» и «Banner»). Аккумуляторы предназначались для легковых автомобилей, но по своей конструкции соответствовали аккумуляторам грузовых автомобилей. После измерения основных параметров выяснилось, что все они почти идеально соответствуют нормативам производителей – отличается только цена и срок гарантийного обслуживания.
Азбука эксплуатации
Технические консультанты обратили внимание на то, что заводские дефекты в аккумуляторах почти всегда выявляются в течение 2 – 3 месяцев с начала их эксплуатации. Если аккумулятор «умирает» в течение 6 месяцев, то в большинстве случаев это следствие неправильной эксплуатации или неисправностей в электрооборудовании автомобиля (утечки тока или недостаточно эффективной работы генератора). При полностью отключённых электроприборах утечка тока не может превышать 0,08 А. Нельзя оставлять разряжённый аккумулятор без подзарядки на длительное время – начнётся разложение пластин и другие неотвратимые процессы, которые приведут к потери ёмкости и мощности аккумулятора.
Эксперты «AD Baltic» обратили внимание на то, что нередко даже водители с солидным стажем путают причины и следствия проблем, связанных с неисправностями в аккумуляторах.  В отличие от шин, внешних признаков износа аккумуляторов не видно, поэтому автомобиль, который не заводится «ни с того, ни с сего», всегда становится неприятной неожиданностью. Виновником проблемы объявляется аккумулятор, и в срочном порядке производится его замена. Неисправность аккумулятора – одна из тех немногих проблем, которую можно решить без вмешательства специалистов, поэтому единственно правильным решением может показаться замена «плохого» аккумулятора на «хороший». Всё, что требуется – зайти в ближайший магазин запчастей.
К сожалению, в таких случаях новый аккумулятор станет панацеей ненадолго – через некоторое время придётся решать аналогичную головоломку. Если вы заметили, что двигатель заводится труднее, советуем обратиться к специалистам и устранить причины неисправности. Иногда аккумулятор быстро разряжается потому, что в автомобиле одновременно используется слишком много электроприборов – мощная музыкальная аппаратура, дополнительные фары, подогрев сидений, несколько систем безопасности и т.д. Всё это приводит к утечке тока, а владелец транспортного средства об этом не подозревает.
Как утверждают специалисты «AD Baltic», иногда даже такие мелочи, как загрязнённые полюсы аккумулятора, могут препятствовать попаданию тока в клеммы, а это, в свою очередь, станет проблемой запуска двигателя. На коротких расстояниях советуем отключить все ненужные приборы, чтобы как можно больше тока оставалось на подзарядку аккумулятора. Если в розетку 12 V подключите небольшой вольтметр, сможете следить за уровнем зарядки аккумулятора и вовремя его подзарядить. Одновременно работающие электроприборы используют в три раза больше электричества, чем может произвести генератор, поэтому недостающее количество электроэнергии «отнимается» у аккумулятора. Кстати – чтобы завести двигатель один раз, требуется такое же количество электроэнергии, какое генератор производит в течение 20 минут движения автомобиля.
Если в автомобиле установлены аккумуляторы с большей, чем предусмотрено производителем, ёмкостью, генератор не сможет их полностью зарядить. Поэтому следует каждые несколько месяцев (особенно в холодное время года) проверять и заряжать аккумулятор дополнительно.

К списку новостей