Выбор региона
Ваш регион: Россия
- Россия
- Украина
- Беларусь
- Казахстан
- Австрия
- Азербайджан
- Албания
- Андорра
- Армения
- Бельгия
- Болгария
- Босния и Герцеговина
- Великобритания
- Венгрия
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кипр
- Киргизия
- Латвия
- Литва
- Лихтенштейн
- Люксембург
- Македония
- Мальта
- Молдова
- Монако
- Нидерланды
- Норвегия
- Польша
- Португалия
- Румыния
- Сан-Марино
- Сербия
- Словакия
- Словения
- Таджикистан
- Туркменистан
- Турция
- Узбекистан
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Эстония
- Московская область
- Ленинградская область
- Адыгея Республика
- Алтай Республика
- Алтайский край
- Амурская область
- Архангельская область
- Астраханская область
- Башкортостан Республика
- Белгородская область
- Брянская область
- Бурятия Республика
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Дагестан Республика
- Еврейская автономная область
- Забайкальский край
- Ивановская область
- Ингушетия Республика
- Иркутская область
- Кабардино-Балкарская Республика
- Калининградская область
- Калмыкия Республика
- Калужская область
- Камчатский край
- Карачаево-Черкесская Республика
- Карелия Республика
- Кемеровская область
- Кировская область
- Коми Республика
- Костромская область
- Краснодарский край
- Красноярский край
- Крым Республика
- Курганская область
- Курская область
- Липецкая область
- Магаданская область
- Марий Эл Республика
- Мордовия Республика
- Мурманская область
- Ненецкий АО
- Нижегородская область
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Оренбургская область
- Орловская область
- Пензенская область
- Пермский край
- Приморский край
- Псковская область
- Ростовская область
- Рязанская область
- Самарская область
- Саратовская область
- Саха (Якутия) Республика
- Сахалинская область
- Свердловская область
- Северная Осетия-Алания Республика
- Смоленская область
- Ставропольский край
- Тамбовская область
- Татарстан Республика
- Тверская область
- Томская область
- Тульская область
- Тыва Республика
- Тюменская область
- Удмуртская Республика
- Ульяновская область
- Хабаровский край
- Хакасия Республика
- Ханты-Мансийский АО - Югра
- Челябинская область
- Чеченская Республика
- Чувашская Республика
- Чукотский АО
- Ямало-Ненецкий АО
- Ярославская область
Новости транспортные
Почему в России дорожает бензин?
21.10.14По данным Росстата, с начала года стоимость бензина в нашей стране подросла на 8,6%. Для сравнения, официальная инфляция составляет всего 6,7%, а акцизы в этом году подросли на 3,2%. На столичных заправках АИ-95 продается уже в среднем по 35 рублей за литр. Почему горючее растет в цене опережающими темпами? Откуда возникает дефицит топлива в тех или иных регионах? И почему, если цена на нефть падает, бензин все равно дорожает?
Ситуация с топливом стабильна
На днях в Минэнерго прошло очередное заседание Штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России. На нем чиновники, эксперты и участники рынка пришли к единому выводу.
«Анализ производства, отгрузок и наличия товарных остатков нефтяных компаний показывает, что ситуация с топливообеспечением страны стабильна, предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, запасы превышают нормативный показатель в 10 суток», - говорится в официальном сообщении Минэнерго.
Тем не менее в некоторых регионах страны проблемы с поставками бензина все же появились. Так, в Сибири и на Дальнем Востоке на перебои с получением топлива жаловались независимые АЗС. В нефтяных компаниях нехватку горючего объяснили ремонтами на ряде основных НПЗ региона, а также особенностями работы независимых игроков рынка.
- Независимые АЗС нацелены на максимизацию прибыли, поэтому не заключают долгосрочных контрактов с нефтяными компаниями, - пояснил источник в отрасли. - И, как следствие, не могут претендовать на гарантированные поставки, обеспеченные контрактами. Естественно, в периоды ажиотажного спроса они требуют от заводов дополнительных поставок. Но в ряде случаев это физически невозможно в силу сложной структуры планирования в вертикально интегрированной компании.
При этом крупнейшие игроки рынка, в том числе «Роснефть» и «Газпром нефть», по мере возможности стараются отпускать топливо для независимых участников рынка вне квот. А также полностью обеспечивают бензином собственные сети АЗС.
Спекулянты и "самовары"
Как говорят эксперты, проблема усугубляется тем, что, как только на рынке топлива возникает хоть небольшой дефицит, этим начинают пользоваться биржевые спекулянты. Они ограничивают доступ к продукту конечных потребителей. И это приводит к росту цен на топливо.
Каким образом исправить сложившуюся ситуацию в долгосрочной перспективе? Как не допускать новых проблем с топливообеспечением и удерживать цены? По словам экспертов, на бирже значительное влияние на цену оказывают спекулятивные операции, осуществляемые трейдерами-перепродавцами. Поэтому необходимо усовершенствовать механизмы проведения торгов на бирже, исключив возможность проведения спекулятивных операций, а также обеспечить выполнение всеми производителями нормативов минимальных продаж.
К примеру, все вертикально интегрированные нефтяные компании (как «Роснефть» и «Газпром нефть»), которые занимают доминирующее положение на рынке, выполняют и даже перевыполняют нормативы. Это на заседании штаба Минэнерго подтвердил представитель биржи. При этом другие производители этого не делают, поскольку на них нормативные требования не распространяются.
Еще одна важная проблема отрасли - нелегальная переработка. «Левые» НПЗ в отрасли называют «самоварами». Они производят бензины на нефтебазах в регионах. При этом общая доля суррогата оценивается от 10 до 20%. По мнению экспертов, если бы данный продукт перерабатывался должным образом и поставлялся на рынок, а новые легальные игроки были бы законодательно обязаны поставлять квоты продукции на биржу, то риск возникновения сезонных проблем с поставками топлива был бы минимизирован.
Цены пойдут в низ?
По данным Росстата, в январе - июле этого года в стране произвели 22,05 млн. тонн автобензинов (на экспорт ушло 2,9 млн. тонн) и 44,92 млн. тонн дизельного топлива (экспорт составил 28,73 млн. тонн). При этом крупные российские нефтяные компании работают всецело на удовлетворение нужд внутреннего рынка. Объем экспортированного ими бензина не превышает и 4% от всего произведенного.
При этом есть и хорошие новости для автолюбителей. По информации ЗАО «СПбМТСБ», сейчас торги на бирже проходят в штатном режиме, наблюдается тенденция к снижению цен. Поэтому есть вероятность, что в ближайшее время это может отразиться и на ценниках на стелах АЗС. Тем более что этому способствует и ситуация на мировом рынке. Цена на нефть за последние несколько месяцев резко упала - со $114 за баррель в июне до $87 сейчас.