Ваш регион: Россия

Новости транспортные

«У нас за рулем коматозники»

26.08.13
«У нас за рулем коматозники» «У нас за рулем коматозники»

Дальнобойщик с многолетним стажем рассказал об ужасах российских дорог

Их жизнь мало похожа на сказку. Разбитые дороги, многокилометровые пробки, полицейские-взяточники и бандиты, которые регулярно взимают свою «мзду». Вот что видят дальнобойщики из кабин своих грузовиков. И тем не менее, в эту профессию с каждым годом приходит все больше людей. После кризиса 2008 года за баранку сели офисные работники, врачи и учителя. А сейчас водителями большегрузных машин становятся мигранты. Дальнобойщик с 36-летним стажем Аркадий Борода рассказал «МК» в Питере» о самых опасных дорогах страны.
За баранку сели гастарбайтеры

— Помните, в школе задавали сочинение на тему «Кем я хочу быть»? — вспоминает Аркадий Борода. — Я и написал: хочу шоферить, как и мой отец. Тогда это звучало гордо. Папа был профессиональным водителем, междугородником. Так в то время называли дальнобойщиков. Он всю Россию проехал. По Мурманской области катался, когда там и дорог-то еще как таковых не было.

Сам Аркадий за рулем уже 36 лет. Сначала колесил на стареньком «Захаре» (так дальнобойщики называют «ЗИЛ 164»), потом папа отдал ему свой «ГАЗ 52».

— Это такая доисторическая техника, — с нежностью говорит Борода. — Я на папином «ГАЗе» в первую длительную поездку отправился. Как сейчас помню, Ленинград — Рига, 600 километров. А сейчас я езжу на «Мазурике» — на «МАЗе» то есть.

Таких, как Борода — потомственных шоферов с огромным опытом, — на трассе осталось немного. После сериала «Дальнобойщики», который вышел в 2001 году, в профессию устремились тысячи новых людей, многие из которых имели о дальнобое весьма смутное представление.

— Насмотревшись этого фильма, люди решили, что наша профессия — это сплошная романтика и легкие деньги, — говорит Аркадий. — В этом сериале главные герои то и дело останавливаются на ночь в небольших мотелях, гостиницах. Они по каким ставкам работают? Все это чушь собачья, уж поверьте мне. Мы спим прямо в своих машинах. Хорошо, если у тебя «американец» (грузовики американского производства считаются самыми вместительными и комфортабельными. — Прим. ред.), а если ты ездишь на «МАЗе»? Об удобствах там сложно говорить. Мы моемся в речках, потому что душ на трассе еще поискать надо. Да и грязно там… Лучше бы создатели «Дальнобойщиков» к нам на стояночку приехали да поговорили с шоферами, тогда и фильм получился бы куда правдивей.

После кризиса 2008 года в ряды дальнобойщиков снова влились новые люди. Тогда за баранку сели уволенные офисные работники, учителя, бизнесмены, врачи. А чуть позже на трассу пришли и выходцы из Средней Азии.

— Гастарбайтеры за рулем маршруток — это уже пройденный этап. Теперь они на междугородных перевозках, — говорит Борода. — В Москве есть даже автотранспортная фирма, которая одно время брала к себе только мигрантов. Они ведь готовы практически бесплатно работать. Как они ездят? Вы что не видели, как они по городу колесят? Примерно так же и на трассе… Конечно, сейчас всех выходцев из Средней Азии хотят заставить получить российские водительские удостоверения. Чем это закончится? Мне кажется, карманы наполнятся у сотрудников ГАИ…

Лучшая трасса России построена финнами

Более того, в дальнобойщики подались женщины.

— Это на Западе дама за рулем огромной фуры давно никого не удивляет, — говорит Аркадий. — Недавно я встретил на трассе одну цыпочку-блондинку на новеньком красном «Вольво» с финскими или польскими номерами. Она так лихо совершала обгон, что я аж засмотрелся. В Европе женщинам легко — там у них на каждом паркинге и душ, и удобный туалет. Сломалась машина? Позвонил по телефону, к тебе тут же приехали из специальной фирмы и быстро решили все проблемы. А у нас с этим трудно. Я даже представить себе не могу, как женщина меняет на трассе пробитое колесо. Так что не от хорошей жизни наши дамы идут в дальнобойщики. Российская разбитая дорога — это все-таки не женское дело.

И правда, хорошие дороги у нас можно пересчитать по пальцам. Это трасса М4 «Дон» (ее отремонтировали к Олимпиаде в Сочи), дорога на границе России и Белоруссии и трасса от Петербурга до Выборга. Правда, не вся.

— Один кусочек этой дороги строили мы, другой — финны, — говорит Аркадий. — И эти отрезки отличаются, как день и ночь. Та часть трассы, которая сделана руками финнов, и есть лучшая дорога в России.

Самые страшные места — Челябинск и Магнитогорск

Отсутствие удобств на трассе и плохие дороги — это еще половина беды. Куда страшнее для дальнобойщиков, как женщин, так и мужчин, бандиты. В 90-х годах они чуть ли не на каждой трассе собирали с шоферов оброк. Заплатившим водителям выдавали специальную бумажку, что-то вроде чека или пропуска: его надо было показать следующим бандитам, которые караулили дальше по трассе. И тогда те пропускали машину.

— Похоже, те времена снова возвращаются, — сожалеет Борода. — Эти лихие ребята отсидели свое и снова вышли на трассу. Они же больше ничего делать не умеют. Бумажек, конечно, сейчас уже никто не выдает. Но кабины регулярно вскрывают, сливают соляру, иногда воруют груз. Однажды остановился я переночевать в Петербурге на парковке. Просыпаюсь от холода. Смотрю, дверца в кабине открыта, бумажник пустой, ноутбука нет. Вскрыли меня. Видимо, заранее эфирчиком плеснули в кабину, чтобы я крепче спал и ничего не слышал…

А бывают и простые поборы. Как правило, это происходит ночью. К грузовику подходят 2–3 бандита и вежливо говорят водителю: «Дорогой, надо платить. Мы собираем деньги со всех, кто здесь проезжает. Сам понимаешь, нам общак держать надо, ребятам на зоне помогать». Чаще всего дальнобойщики не спорят и отдают бандитам 1000 рублей.

Ведь если не раскошелишься, они достанут ерш — дубинку, унизанную острыми гвоздями, — и разобью капот или фару. Все водители понимают: ремонт обойдется дороже. Как ни странно, такие поборы случаются даже на платных стоянках, которые, по идее, должны быть безопасными... Но яростнее всего бандиты орудуют в пригородах Челябинска и Магнитогорска. Туда шоферы стараются даже не заезжать без охраны.

А потому самый прибыльный бизнес в этих городах — организация сопровождения дальнобойщиков. Заплати специальной фирме 1000 рублей, и тебе выдадут визитку и клубную наклейку, которая гласит, что ее обладатель находится под защитой. В общем-то, местные бандиты делают то же самое, правда, их услуги в Челябинске обходятся дороже.

Честные полицейские из Карелии

Терроризируют дальнобойщиков и наркоманы. Конечно, их легче прогнать, чем бандитов. Но и они могут отомстить.

— Дизельный двигатель любого европейского грузовика оборудован интеркулером — системой охлаждения воздуха, — объясняет Аркадий. — Это очень дорогая штука. А находится она там, где радиатор. Обиженный наркоша тонким металлическим прутиком может одним движением руки через решетку радиатора проткнуть интеркулер. И все, приехали…

Редко кто из дальнобойщиков ищет защиты в полиции. Во-первых, надо потерять сутки, чтобы оформить все заявления. Во-вторых, потом необходимо будет приехать на суд. Например, в Челябинск, где тебя ограбили. А сам ты из Петербурга… В итоге водитель теряет драгоценное рабочее время, а значит, и деньги.

— Но и это не главное, — считает Борода. — Однажды после очередного ограбления я обратился в полицию. А мне там сказали: «Смотри, сколько у нас дел нераскрытых: вот убийство, вот изнасилование, а тут ты со своей кражей ноутбука!» А потом обвинили меня в том, что я якобы сам потратил все деньги на девочек. А к ним обратился, чтобы как-то выкрутиться из ситуации. И взятки полицейские берут, причем повсеместно. Честных я встречал разве что в Карелии. Вот там все четко, по закону. Наверное, сказывается близость к благополучной Финляндии…

Вот и остаются водители один на один с бандитами и наркоманами.

— Иногда у меня складывается ощущение, что мы — дальнобойщики — никому не нужны, — недоумевает Борода. — Это чувствуется даже в том, как к нам относятся простые водители на дорогах. Они нас подрезают, не пропускают. Ребята, а ведь я не к теще на блины еду! Я везу вам технику, запчасти для ваших автомобилей, я вас кормлю, одеваю. Я много ездил по Европе. Там к человеку на грузовике относятся с огромным уважением. Я только поворотник включу, мне дорогу уступают. Там понимают, что весь мир держится на автомобильных перевозках! Железную дорогу ведь к каждому населенному пункту не подведешь…

Взаимопонимания нет даже среди коллег-дальнобойщиков.

— Уже давно нет братства среди шоферов, — сожалеет Аркадий. — Раньше как было? Сломалось у тебя что-то, тут же останавливается фура, выходит дальнобойщик: «Ну что, бродяга, помощь нужна?» Благодаришь, отказываешься. Через пять минут снова кто-то тормозит. А сейчас даже запасной домкрат не выпросишь… Мне стыдно об этом говорить, но каждый сам за себя… Объединяет всех только одно — желание как можно больше заработать.

Встреча со смертью

Ради денег многие дальнобойщики идут на «рекорды»: проводят за баранкой по 15 — 16 часов в сутки.

— После 12 часов дороги водитель напоминает человека, который принял минимум 100 грамм, — говорит Борода. — Вы понимаете, что у нас на дорогах коматозники? И это, видимо, устраивает владельцев многих автотранспортных фирм. Смотрите, один человек до Екатеринбурга едет двое суток, а другой — четверо. Догадываетесь, кого возьмут на работу?

Ну а что, машина-то застрахована, за нее руководство получит деньги. А человеческая жизнь… Да ценится ли она вообще? Я тоже по молодости гонял по 12–14 часов, денег хотел побольше заработать. А потом в какой-то момент просто заснул за рулем и вылетел на встречку. Открываю глаза и вижу: чужие фары мне прямо в лоб светят. На всю жизнь это запомнил… Тогда Господь меня уберег. Все ограничилось разбитыми фарами и порванным тентом...

А однажды Борода даже встретился на трассе с самой смертью. Было это в Тюменской области, недалеко от села Исецкое.

— Еду я и замечаю: голосует на обочине женщина, — рассказывает дальнобойщик. — Притормаживаю. И вдруг вижу, что на ее голове черный капюшон, а в руках — коса. И она, как в фильмах ужасов, медленно заглядывает мне в кабину. Я ногой по педали газа и вперед! И так продолжалось около года: каждый раз в этом месте я встречал ее. Что это? Бзики? Глюки? Не знаю. Потом все прошло… Хотите верьте — хотите нет.

                                                                                 

К списку новостей