Ваш регион: Россия

Новости транспортные

Как остаться «в живых» на российском рынке грузоперевозчиков?

10.12.15
Как остаться «в живых» на российском рынке грузоперевозчиков? Как остаться «в живых» на российском рынке грузоперевозчиков?

С введением платной системы проезда большегрузов по дорогам федерального значения, не удастся избежать ухода с рынка автомобильных перевозок порядка одной трети всех участников. Вместе с тем, достаточно не обдуманными выглядят выбранные государством методы по зачистке рынка. Уже как приближающуюся неизбежность можно смело воспринимать скорую консолидацию рынка грузовых перевозок, которая затронет как федеральный, так и региональный уровень. Мелким и средним участникам рынка, находящимся, что называется на грани рентабельности, придется под гнетом фискальной нагрузки, уйти в сторону, уступив место более крупным игрокам. Очевидно, что местом для разыгрывания этой драматической истории для первых и весьма перспективной истории для вторых – станет Северо-Запад, поскольку именно СЗФО удерживает за собой «звание» одного из крупнейших транспортно-логистических узлов России, в котором сконцентрировано около 20% рынка автомобильных грузоперевозок.
Высказывая свой прогноз, руководитель транспортной службы компании ПЭК Игорь Алексашов, говорит о том, что для средних и мелких игроков рынка адаптация к новым условиям станет практически невыполнимой задачей, и, значит, мало кому удастся с ней справиться. Не исключено, что до 30% небольших перевозчиков и ИП покинут рынок. Нельзя забывать о еще одном факторе, который станет контрольным ударом по деятельности перевозчиков – система Платон. Речь идет о выходе из серой зоны, в которой, если верить оценке НП «Грузавтотранс», на сегодняшний день находятся 80% представителей рынка автоперевозок.
Работать «по белому» в сложившихся условиях – роскошь для современных перевозчиков. Кроме акциза на топливо, определяемого количеством лошадиных сил, иными cловами – транспортного налога, утилизационного сбора, сбора на перевозку негабарита, грузоперевозчикам еще необходимо оплачивать установку и эксплуатацию тахографов. Очевидно, что попав под внимание контролирующих органов, многим перевозчикам не останется ничего, как сменить род деятельности. Справедливости ради стоит сказать, что и легальным перевозчикам легче тоже не будет. Не исключено, что некоторых из них также уйдут из этого бизнеса. В Минэкономразвития провели расчеты, согласно которым с введением платной системы проезда для большегрузов, транспортные издержки перевозчиков вырастут на 10-15%.
Сотрудники консалтинговой компании «Решение» в проведенном им исследовании придерживаются иной точки зрения, говоря о том, что жесткие законодательные методы контроля перевозки грузов, конечно же, в первую очередь, затронут крупных добросовестных участников рынка, а вот тем, кто работает по «черным» и «серым» схемам удастся продолжать свою деятельность, обходя изменения. Существование такого риска, по словам председателя НП «Грузавтотранс» Владимира Матягина – очевидно, и, следовательно, необходимо данный вопрос проработать.
Сама идея запуска системы сводится к тому, чтобы сделать отрасль более организованной. Теперь грузоперевозчик, выезжающий на федеральную трассу, не зарегистрировавшись до этого в системе «Платон», рискует оказаться оштрафованным. Вместе с тем, некоторые крупные перевозчики согласны с нововведениями властей, считая, что это пойдет отрасли на пользу. Например, в этом уверен гендиректор ООО «Монополия» Илья Дмитриев, отметивший, что уход недобросовестных перевозчиков, работающих в тени, сделает рынок консолидированным, в то время как пока его форму нельзя даже назвать цивилизованной. Несколько иного взгляда придерживается Владимир Матягин, по мнению которого, зачистка серого рынка не будет проведена эффективно, поскольку система платного проезда распространяется только на большегрузный транспорт массой от 12 тонн, проезжающий по федеральным трассам. При этом нынешняя законодательная система имеет лазейки, пути обхода, и автоперевозчик вполне может пойти на то, чтобы заключить договор с какой-нибудь компанией, оформить на нее бортовое устройство, маршрутную карту и налоговое бремя обойдет его стороной.
Еще одним весьма серьезным последствием введения жестких государственных требований станет неразбериха в ценовой политике. Говоря о сложившейся ситуации, начальник отдела логистики ЗАО «ПГ «Проминдустрия» Антон Казаков отметил, что сегодня одни перевозчики повысили свои тарифы. Другие решили пользоваться сниженными ввиду отсутствия регистрации в системе «Платон», при этом они направляют свой маршрут по дорогам регионального значения. Третьим вообще не по душе весь этот бардак и они попросту отказываются работать до тех пор, пока ситуация не станет более понятной. И хотя мелкие перевозчики стараются демпинговать, это никак не сказывается на больших компаниях, перекладывающих свои расходы на грузополучателя. На момент 1 декабря рост собственных тарифов крупных региональных перевозчиков составил 6-8%.
Рост тарифов не станет единственной, предпринятой крупными перевозчиками мерой. Очевидно, что они решат изменить и в сторону увеличения частоту рейсов. Например, прогноз компании «Решение» сводится к тому, что ныне существующий грузовой автомобильный парк будут использоваться с неполной загрузкой, а это, в свою очередь, чревато тем, что износ дорог ускорится, а расходы на ремонт возрастут. Всё дело в том, что когда загрузка автомобилей оказывается неполной, появляется необходимость в организации дополнительных рейсов, необходимых для доставки того же объема строительных материалов. В компании подсчитали, что по факту, процент увеличения транспортного потока составит 100– 140%. В то время как допустимый рост не должен превышать 40%.
Не станет экономией и использование транспорта с меньшей массой, поскольку гораздо выгоднее содержать один 12-тонник, чем несколько среднетоннажных транспортных средств, поскольку тогда потребуется увеличивать штат водителей, повысятся расходы на обслуживание и топливо.
И хотя дорожный сбор еще никак не может прижиться на уровне федеральных дорог, в регионах уже озадачились идей появления чего-то подобного на своем уровне.   И снова лидером в этом вопросе выступает Северо-Запад. Яркий пример такой активности – губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, выступивший в конце ноября на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Он выступил с предложением, обращенным к министру транспорта Максиму Соколову, заявив о своей готовности ввести транспортный сбор в возглавляемом им субъекте. Глава региона сообщил о том, что благодаря введению платы для региональных и муниципальных дорог, регион получит свыше трех миллиардов рублей, а протяженность отремонтированных дорог увеличится на треть. Однако пока, с реализацией идеи введения налогового сбора на региональном уровне никто торопиться не будет, и речи об этом не идет.
Подводя итог, можно сказать о том, что пока попытки государства упорядочить рынок кажутся осмотрительными и не слишком эффективными. Вряд ли удастся устранить серый рынок, да и призрачными кажутся перспективы повышения качества дорожной сети. Не убедителен и опыт Европы, который так часто любят приводить в пример законодатели. Порядок на отдельно взятом рынке не удастся создать до тех пор, пока не будут усовершенствованы механизмы его существования в более масштабных контекстах.

К списку новостей