Ваш регион: Россия

Новости транспортные

Обзор систем против сна и усталости для водителей

23.12.15
Обзор систем против сна и усталости для водителей Обзор систем против сна и усталости для водителей

В Европе уже всерьез задумываются над тем, чтобы оборудовать все транспортные средства приборами, которые позволят избежать дорожных происшествий, произошедших по причине сна или усталости водителя. В то время пока европейским законодателям есть над чем подумать, в экспертном центре «Движение без опасности» решили вспомнить технологии, придуманные человечеством в стремлении справиться с проблемой сна и усталости водителей, управляющих транспортными средствами.
Кожа проинформирует о скором наступлении сна
Кожа информирует не только о правильном питании человека, количестве выпиваемой воды и климате, в котором он проживает, но и о том, как скоро наступит сон. В науке момент наступления сна называют кожно-гальваническими реакциями, благодаря которым удается определить даже самые тонкие детали психоэмоционального состояния, фиксирующие наступление состояния дремоты, из которой значительно легче выйти, нежели из сна. Определение импульсов происходит за счет специальных приборов – колец и браслетов, сигнализирующих о вероятности скорого наступления сна. К примеру, в российской системе Vigiton, где реализуется данный принцип, устройство может сигнализировать водителю о необходимости остановки транспорта, или подать сигнал. Когда данная система начала применяться на железных дорогах, аварии, связанные с усталостью или сном машинистов, перестали происходить.
Режим сна
Еще с 70-ых годов прошлого века Европа начала активно использовать приборы, фиксирующие режимы отдыха и труда водителей. На сегодняшний день прибор, получивший название тахограф, в нашей стране является обязательным для установки на грузовой и пассажирский транспорт, к которому, не исключено, что уже в скором времени присоединится весь крупногабаритный транспорт. Тахограф нацелен не на то, чтобы будить водителя, главное его назначение сводится к тому, чтобы вести контроль над соблюдением водителем правильного распорядка дня. Водитель, который следует режимам труда и отдыха, определяемым тахографом, не заснет за рулем, по крайней мере, эта вероятность минимальна, поскольку алгоритм, заложенный в программу, исключает подобные ситуации. В России для установки доступно 8 моделей тахографов, включая VDO DTCO 3283, Drive 5, КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, ТЦА-02НК, ШТРИХ-ТахоRUS, EFAS V2 RUS. Приборы, в общем и целом схожи между собой.
Результат в одной кнопке
Простое устройство, которое позволяет бороться со сном, – кнопка и светодиод. Это устройство предполагает, что водителю следует каждый раз при загорании лампочки через определенные временные промежутки нажимать на кнопку. В случае если водитель этого сделать не успевает, то система резко сигнализирует ему о том, что он находится в состоянии усталости, за которым вполне может последовать и сон. Очевидный плюс этого нехитрого изобретения – простота и универсальность использования почти на любом виде транспорта. Однако есть и минус – регулярное отвлечение внимания водителя на мерцающую лампочку, ведь она может загореться и в тот момент, когда на дороге водителю требуется максимальная сосредоточенность.
Сенсор не даст заснуть
От ведущего научного сотрудника крупной английской компании Transport Research Laboratory Ричарда Кордена поступило предложение об использовании сенсорных приборов, позволяющих отслеживать положение головы и рук автомобилиста. На сегодняшний день данная инициатива и возможность установки аналогичных приборов на все транспортные средства рассматривается в Европе. Разработчики придумали схему, согласно которой, в случае, когда водитель начинает наклоняться вперед головой или всем корпусом, раздается звуковой сигнал и загорается свет. При этом такой эффект пробуждения сопровождается еще и вибрацией. Точно такой же станет реакция сенсора и на использование мобильных телефонов и иных гаджетов, запрещенных для использования за рулем во многих странах. Главное достоинство подобной системы – мощность ее сигналов, от которых сложно не проснуться. Вместе с тем, эта функция своего рода будильника начинает работать именно тогда, когда произошло погружение человека в сон, а это значит, что он уже создал опасную ситуацию на дороге.
Водитель «под прицелом» умной камеры
Пока только в дорогостоящих автомобилях начато применение видеокамер, различающих засыпающие глаза водителя от глаз бодрствующих. Причем работать камера может даже в условиях абсолютной темноты, и всё благодаря инфракрасному излучению. Камерой отслеживается частота морганий, значительно отличающаяся у водителя, находящегося в состоянии бодрствования и засыпания. Также происходит фиксация зевания, положения век, а еще доступна опция индивидуальной настройки под каждого конкретного водителя. Камера была презентована на выставке, прошедшей в Штутгарте. По словам разработчиков, в случае запуска серийного производства, ее стоимость не превысит 100 евро.
Автомобиль «под прицелом» умной камеры
Схожий принцип работы заложен в другой камере, где, однако, главным объектом становится уже не водитель, а автомобиль, а вернее совершаемые маневры. Если транспортное средство начинает уводить в сторону, раздается звуковой сигнал и через встроенный датчик происходит оповещение водителя о том, что им нарушена разметка. Разработчики постарались сделать так, чтобы громкость звука была достаточно высокой. При этом водитель в такой ситуации слышит не сирену, а барабанную дробь.

К списку новостей