Ваш регион: Россия

Новости транспортные

Рынок новых LCV в ноябре – наши держат удар

18.12.15
Рынок новых LCV в ноябре – наши держат удар Рынок новых LCV в ноябре – наши держат удар

Рынок новых LCV (легких коммерческих автомобилей полной массой менее 5 т) в ноябре 2015 года упал на 45,2% до 6572 ед. к аналогичному месяцу прошлого года, против –42,2 % в октябре и –31,3% в сентябре, при этом фактические продажи оказались ниже, чем в эти два месяца на 1072 ед. и 913 ед., соответственно. Отечественные марки показали более чем вдвое меньшие (–30,4%) темпы падения против иномарок (–64,7%). Их доли соответственно, составили 72,2% (против 56,9% годом ранее) и 27,8% (43,1%), так что импортозамещение, по крайней мере, в данном сегменте на лицо! Усиливающееся к концу года процентное падение иномарок к аналогичным периодам прошлого года объясняется «задранной» базой прошлого года, когда под потребительский бум, вызванный девальвацией рубля и закрытием кредитных линий банками, у дилеров опустели все стоки.
За 11 месяцев с начала года рынок ушел вниз на 36% (–42 664 ед.) до 75 711 ед. против –35% за 10 месяцев и –35,4% за шесть месяцев, так что отрицательный тренд по темпам спада изменяется не так резко как в сегменте легковых моделей, а с учетом проблем с падением товарооборота потребительской торговли, дела в сегменте LCV, в целом, обстоят не так плохо как могли бы быть.
Количество реально реализуемых на рынке брендов LCV в ноябре свелось до 19 (против 25 годом ранее), причем, в плюсе, кроме Yuejin с 3 кратным ростом (до 3 ед.) не осталось уже никого. К тому же бренд Skoda фактически ушел с рынка, свернув выпуск грузопассажирского компактвэна Roomster и фургона Praktik. В пределах Топ-10 лучшую динамику показал лидер и фактических продаж ГАЗ (–30,4%, 3236 ед.). С минимальным отрывом от него идет УАЗ (–30,5%, 1511 ед. – 2-е место по продажам). Прежний фаворит Mercedes-Benz (–49,5% до 639 ед.) скатился уже на третье место в месячных рейтингах по динамике – сказывается необходимость корректировать ценники под падающий рубль на фоне стабилизации евро к доллару. Четвертое место у Ford (–55,4%, 324 ед.), кстати, наконец, освоившего в Елабуге сборку всей линейки нового Transit. Отечественные марки показали близкие результаты и определившее среднее значение по своему сегменту, а располагающие в России сборочными производствами Mercedes-Benz и Ford выдали лучшие значения, чем сегмент иномарок в целом, несмотря на явный спад продаж своих наиболее ходовых моделей Sprinter и Transit.
Наиболее слабую динамику в Топ-10 брендов за ноябрь неизменно показали французы, на этот раз в следующей последовательности: Peugeot (–80,3%, 101 ед.), Renault (–75,7%, 80 ед.) и Citroen (–72,2%, 97 ед.). Впрочем, PSA Group уходить с российского рынка принципиально не собирается, а в числе антикризисных мер, например, усиливает работу с бодибилдерами. Несколько выше расположились: немецкий Volkswagen (–71,8%, 205 ед.), корейский Hyundai (–66%, 73 ед.) и итальянский Fiat (–65,6%, 188 ед.), причем, все хуже средней цифры по сегменту иномарок.
Ноябрьские продажи отечественных LCV, т.е. фактически суммарная реализация ГАЗ и УАЗ с минимальным прибавлением российских сборщиков китайских развозных полуторок с кабиной над двигателем: BAW (12 ед.), ТагАЗ (1 ед.), и Guran (0 ед.), упала, как уже упоминалось на 30,4% (до 4748 ед.) против –35,7% в октябре и –25,5% в сентябре. Впрочем, в июне, вообще, был рост на 13,6%. Это неудивительно, ведь год назад фаворитами в сегменте LCV были иномарки, а теперь импортозамещение сказало свое веское слово (в основном за счет госпрограмм поддержки).
За 11 месяцев, соответственно, отечественные LCV просели на 24,6% (–16 426 ед.) до 50 463 ед., против –23,9% за 10 месяцев, поэтому улучшить показатели в конце года им уже вряд ли удастся, несмотря на запуск на АЗ ГАЗ новой серии цельнометаллических фургонов «Газель NEXT».
Иномарки LCV в ноябре пикируют все круче. Так, при падении на –64,7% их продажи сократились в физических объемах на 3337 ед. до всего лишь 1824 ед., что даже хуже, чем весенний обвал и второй месяц подряд показывают худший, чем даже сегмент легковых машин (–57,1%), результат, так как цены на LCV стали догонять динамику легковых моделей.
За 11 месяцев с начала года продажи иномарок упали более чем вдвое – на 51% (–26 238 ед.) до 25 248 ед. В положительной зоне среди официально продаваемых в стране иномарочных LCV не сохранилось ни одного бренда, включая прежнего фаворита Mercedes-Benz Vans, который благодаря сборочному производству модели Sprinter Classic на мощностях АЗ ГАЗ долго держался в этом году в положительном тренде и, соответственно, значительно увеличил свою долю на рынке, но во втором полугодии все-таки ушел в минус.
В рейтинге регионов в ноябре отрицательная динамика продаж новых LCV, естественно, сохранилась, хотя смена лидеров произошла в очередной раз, так на первом месте оказался Сибирский ФО с –34,5% (доля 10,6%), за ним Уральский ФО с –38% (доля 9,5%) и Южный ФО с –38,4% (доля 8,4%). Центральный ФО с долей 35,1% упал на 47,2% против –41,7% в октябре и –30,2% в сентябре, впрочем, оставшись на 5-м месте. Аутсайдером стал Северо-Западный ФО с –50,1% (доля 10%), а также Приволжский ФО с –48,8% (доля 21,2%). Таким образом, продажи новых LCV не идут именно в регионах их наибольшего спроса и производства.  
За 11 месяцев наилучшую динамику демонстрирует, по-прежнему, Дальневосточный ФО с –18,4% (доля 3,1%), а худшую все также Уральский ФО с –46,8% (доля 8%). Крупнейший Центральный ФО (доля 35,6%) показал –37,4% против –36,3% за 10 месяцев и –35,6% за девять месяцев. Это лишь подтверждает ухудшение конъюнктуры в экономике в целом, а также некоторую волнообразность колебаний спроса (и дотаций) от географического и экономического центра к периферии.
В рейтинге динамики Топ-10 брендов за 11 месяцев в положительной зоне единственным «положительным героем» стоит УАЗ с +5,6% до 16 957 ед., а Mercedes-Benz все больше уходит в минус, хотя пока еще с однозначной цифрой потерь: –7,9% до 7763 ед. Третье место с –34,1% сохраняется за лидером продаж ГАЗ (33 470 ед.), для которого за счет эффекта масштаба накапливаемые ежемесячные данные не столь критичны для суммарного годового показателя. На четвертое место вышел Ford с –43% (4160 ед.), а пятерку замыкает Fiat с –43,4% (2768 ед.). В аутсайдерах с 10-го по 8-е место остаются французские бренды: Peugeot (–74,4%, 1585 ед.), Citroen (–71,8%, 1359 ед.) и Renault (–68,1%, 1279 ед.), чьи продажи в конце года при всей их мизерности (по отношению к году предыдущему) сохраняют относительную стабильность по отношению к данным прошлого года.
В аутсайдерах за 11 месяцев в Топ-10 остаются также Volkswagen (–59,5%, 3152 ед.) и Hyundai (–57,5%, 1073 ед.), прочно сохраняющие за собой, соответственно, 7-е и 6-е места.
Ноябрьский рейтинг Топ-10 моделей LCV по динамике спроса снова принес смену «динамического» лидера, которым на сей раз стал фургон «Газель БИЗНЕС» ГАЗ-2705 с +16,2% (560 ед. – 4-е место по продажам) – единственная модель с положительной динамикой! На второе место отошел фургон ГАЗ-2752 «Соболь Бизнес» с –3,2% (241 ед. – лишь 9-е место по продажам). Третье место у микроавтобуса «буханки» УАЗ-2206 с –22% (191 ед. и 10-е место по продажам). На четвертом месте «Фермер» УАЗ-3909 с –26,8% (426 ед. – 6-е место), а пятерку замкнул микроавтобус «Газель БИЗНЕС»ГАЗ-3221 с –27,5% (333 ед. – 7-е место). «Буханка» фургон УАЗ-3741 с –32,7% – на 6-м месте, а по продажам (675 ед.) – на третьем месте. Лидер продаж (1177 ед.) – «ГАЗель NEXT» с –36,6%, лишь седьмая по динамике. Аутсайдером Топ-10 по динамике стал прежний фаворит Mercedes-Benz Sprinter с –53,1% (497 ед.), занявший по фактическим продажам ноября лишь 5-е место. Лишь на ступеньку выше него встал Ford Transit с –48,8% (319 ед.) и 8-м местом по продажам.
За 11 месяцев в полном рейтинге новых моделей LCV наилучшую абсолютную динамику все еще показывает минивэн Mercedes-Benz V-klasse с 2,8-кратным ростом до 1163 ед., за которым (уже в рейтинге Топ-10) идет фургон УАЗ-3741 с +17,5% до 9635 ед. (3-е место по общим продажам), ГАЗ-2752 «Соболь Бизнес»  с +0,2% до 2540 ед. (8-е место по продажам), а замыкает тройку Топ-10 – Mercedes-Benz Sprinter с –9,6% до 5968 ед. (4-е место по продажам).  
Аутсайдером Топ-10 по динамике за 11 месяцев стал Fiat Ducato (–44,8%, 2577 ед.), на одну позицию над которым поднялась «Газель БИЗНЕС» ГАЗ-3302 (–44,6%, 10 843 ед. – 2-е место по продажам). Над ней, соответственно, 8-м стал Ford Transit (–39,2%, 4008 ед.), а 7-м – новая «Газель NEXT» (–36,3%), подтвердившая лидерство по продажам (11 585 ед.). Выход на рынок цельнометаллических фургонов, комби и микроавтобусов этой серии пока еще никак не сказался на рыночном положении самого свежего из отечественных LCV, к тому же пока не ясно будут ли новые модели учитываться отдельно от бортовых. Данная проблема может повлиять на рейтинги уже в декабре, но в еще большей степени – в следующем 2016 году.
Продажи китайских LCV в ноябре и за 11 месяцев, по-прежнему, остаются на минимальном уровне в качестве статистической погрешности, соответственно, 21 ед. и 329 ед., причем, 127 ед. с начала года пришлись на бренд BAW, еще 61 ед. – на FAW и 53 ед. – на Yuejin.
Столичный рынок LCV просел в ноябре на 46,3% до 918 ед. против –42,1% в октябре и –28% в сентябре. Российские бренды потеряли 11,2% до 387 ед., а иномарки –58,4% до 531 ед. Соответственно доля отечественных моделей существенно поднялась за год с 25,5% до 42,2%. Самой популярной моделью в столице удержалась «Газель NEXT» со 123 ед. при падении на 32,8%, опередив выстреливший Ford Transit со 121 ед. (+63,5%), в свою очередь, отбросивший прежнего фаворита Mercedes-Benz Sprinter со 107 ед. (–56,9%) на третье место. Бортовая «Газель Бизнес» ГАЗ-3302 остается на 4-м месте с 81 ед. (–22,9%), а ульяновские «буханки», по-прежнему, не могут войти в столичный Топ-15.
Рынок новых LCV в ноябре начал падать более существенно, чем в прежние месяцы, но очередной раунд падения нефти и ослабления рубля может снова привлечь клиентов в декабре, особенно в преддверии неизбежного повышения цен с нового года, которое коснется не только легковых моделей, но и LCV. Поэтому сохранение государственной поддержки автомобильного рынка в 2016 году будет иметь стратегическое значение, хотя и будет сопровождаться усилением протекционизма (более жесткий учет степени локализации и т.д.), что в свою очередь, выводит из числа бенефициаров ряд иностранных производителей, не имеющих собственных сборочных производств в России. В свете этого не удивляет решение Hyundai организовать сборку своего нового фургона H350 на мощностях калининградского «Автотора». Если корейский производитель окажется достаточно дальновидным и сможет разместить прайс на новинку «в вилке» цен основных конкурентов – «ГАЗели NEXT» и MB Sprinter Classic, то «транзитоподобный» H350 вполне сможет потеснить прежних фаворитов даже на падающем российском рынке.   

К списку новостей