Ваш регион: Россия

Новости транспортные

Придётся ли перевозчикам зимой избегать литовских АЗС?

09.10.15
Придётся ли перевозчикам зимой избегать литовских АЗС? Придётся ли перевозчикам зимой избегать литовских АЗС?

С наступлением первых утренних заморозков приходится думать не только о зимних шинах, но и о зимней стекломоющей жидкости. А зимой водители сталкиваются с ещё одним довольно неприятным явлением – замёрзшим топливом. В прямом смысле слова. 
И речь идёт вовсе не о контрабандном топливе, а о продукции, которая официально продаётся на всех литовских автозаправочных станциях.
Экологично, но…
В Министерстве энергетики разработан и уже практически утверждён проект технического задания, цель которого, исходя из экологической точки зрения – очень благородная. В основу задания заложена идея о том, чтобы начиная с 1-го декабря 2016 г., метиловый эфир жирных кислот (МЭЖК) добавлялся не только в летнее, но и в зимнее дизельное топливо.
Так выглядит топливный шланг, только что вытащенный из топливного резервуара АЗС. Вязкая смесь жёлтого цвета на топливном фильтре – осадки МЭЖК.
По мнению авторов идеи, экологическая добавка в традиционном дизельном топливе не станет проблемой для водителей, а борцы за сохранение чистоты окружающей среды смогут поставить сотрудникам министерства «жирный» плюс: ведь они позаботились о том, чтобы природа Литвы была значительно чище. Или, по меньшей мере, не такой загрязнённой.
Но позвольте спросить – почему МЭЖК в дизельное топливо зимой не добавляют в Латвии, Эстонии? На АЗС в Польше тоже вряд ли можно найти такой «коктейль».
По мнению исполнительного директора Союза автозаправочных станций Литвы Видаса Шукиса, последствия такого решения почувствуют все владельцы автомобилей с дизельными двигателями: зимой осадки МЭЖК могут засорить топливные фильтры или даже полностью «заморозить» двигатель.
«Летнее дизельное топливо с примесью МЭЖК – так называемое биотопливо – никакого вреда автомобилям не причиняет. А зимой такое топливо может просто погубить двигатель. Опыт нескольких лет показал, что дизельное топливо с примесью МЭЖК при продолжительном хранении в условиях низкой температуры постепенно расслаивается, частицы МЭЖК, которые тяжелее дизельного топлива, оседают на дне топливного бака и образуют там густую плёнку. Эти осадки очень быстро засоряют топливные фильтры – даже фильтры новейших автомобилей не приспособлены к фильтрованию жидкости такой густой консистенции. Использование такого вида топлива может вызвать в стране непредсказуемые последствия. Зимой с проблемами столкнутся абсолютно все, кто эксплуатирует дизельную технику. Виновниками проблем объявят АЗС, на которых заливалось топливо, хотя АЗС лишь следовали букве закона и были вынуждены продавать топливо, засоряющее топливные фильтры», – говорит В. Шукис.
В зимнее время добавки обязательны
В настоящее время обязательное количество МЭЖК в дизельном топливе должно составлять примерно 7 проц. Исключением является только календарная зима – период с 1-го декабря до 28-го февраля. Это время, когда добавлять МЭЖК в арктический дизелин 1-го и 2-го класса не обязательно. Однако, если будет одобрен проект Министерства энергетики, в составе арктического дизелина появится 5 проц. МЭЖК.
«Если использование зимнего дизельного топлива с примесью биотоплива станет обязательным, литр топлива в Литве подорожает примерно на 2,2 евроцента. Это приведёт к уже известной ситуации, когда топливный акциз в Литве был больше, чем в соседних странах. В то время местные и транзитные перевозчики заливали топливо в соседних странах, и из-за недоплаты акцизов и НДС бюджет нашей страны потерял огромную сумму денег», – говорит В. Шукис.
Перевозчики успели пострадать
Как утверждает президент ассоциации «Linava» Эрландас Микенас, у членов ассоциации уже есть горький опыт использования дизельного топлива с добавкой МЭЖК: «Несколько лет тому назад, когда осенью внезапно похолодало, биологические добавки, находящиеся в составе дизельного топлива, стали засорять топливные фильтры. У этих добавок более высокая предельная температура фильтруемости, чем у обычного дизельного топлива, если они находятся в составе топливного ‚коктейля“, то со временем топливо перестаёт протекать через топливный фильтр. Перевозчикам пришлось неоднократно обращаться в ремонтные мастерские, вследствие чего они потеряли деньги на замене фильтров и вынужденных простоях. Любое количество этих добавок ухудшает свойства дизельного топлива. Современные двигатели, соответствующие стандарту Евро 6, очень чувствительны к качеству топлива. Если смеси арктического дизелина и биотоплива дадут зелёный свет, нашим перевозчикам придётся заправляться в соседних странах, где такого стандарта топлива, создающего проблемы работе двигателя, нет», – говорит Э. Микенас.
Вину переложат на продавцов
Если проект Министерства энергетики будет одобрен, то, как утверждает В. Шукис, это однозначно отразится на стоимости топлива. Литовские цены ещё больше «оторвутся» от цен соседних стран. «Мы должны, наконец, начать смотреть правде в глаза. В Литве работает нефтеперерабатывающий завод, однако у нас топливо стоит дороже, чем в Латвии или Эстонии. Но это не единственная причина, по которой литовские перевозчики будут избегать заправляться на литовских АЗС. Если топливная система автомобиля выйдет из строя, виновником проблемы будут считать продавца топлива – ведь это он, а не кто иной продал некачественное топливо. Мы своим клиентам никак не докажем, что стандарт зимнего топлива установило государство, а мы лишь выполняем установленные требования, хотя не хуже своих клиентов понимаем, что арктический дизелин с примесью МЭЖК – это настоящий „убийца“  двигателей. Эксперты нам говорят, что никто не может определить, каким должен быть стандарт образования осадков в топливе. Но ведь это элементарная физика – более тяжёлое тело всегда опускается вниз. В данном случае в роли „тяжёлого тела“ выступают осадки биотоплива, образующие на дне топливного бака вязкую „кашу“ – именно она и выводит из строя двигатели. Нужно не забывать и о том, что крупные транспортные компании обычно закупают большое количество топлива – если они закупят на зиму эту „бомбу замедленного действия“, то проблемы у них могут появиться буквально через несколько недель. Получится так, что компания приобрела легальное топливо, но работать на нём не может – автомобили один за другим выходят из строя. В этой ситуации сработает человеческая психология – „крайними“ и „жуликами“ будут считать нас, продавцов. А ведь мы обязаны продавать такое топливо, какое установило государство», – делится своими опасениями В. Шукис.
Он привёл в пример Польшу – в Польше водители могут сами решать, какое топливо заливать. Если водителя волнует состояние окружающей среды – он может заливать топливо с добавкой МЭЖК. Если ему важна цена – он может заливать «чистое» дизельное топливо, без добавок.
Кстати, результаты исследований о воздействии МЭЖК на состояние окружающей среды далеко неоднозначны. Биотопливо производится, в основном, из рапсов. Наряду с преимуществами, у этой культуры есть свои недостатки – с выхлопами биотоплива, изготовленного на основе рапса, в окружающую среду попадает азот, который становится причиной кислотного дождя.
Если в коридорах власти кто-то решил активно позаботиться о состоянии окружающей среды, то следовало бы подумать о биотопливе второго поколения – это синтетический и довольно чистый в экологическом плане продукт, не образующий пагубных для двигателей осадков.
Однако, по мнению В. Шукиса, производители биодобавок в Литве заняли довольно прочные позиции, поэтому план использовать дизельное топливо с биологическими добавками может быть принят без обсуждения и лишнего шума. Решение проблем начнётся (если начнётся) следующей зимой, когда перевозчики забьют тревогу. На сегодняшний день заметно лишь явное нежелание прислушаться к логическим аргументам.

К списку новостей